ПРЕДЛОЖЕНИЕ главы Совета Федерации Егора Строева о необходимости законодательного закрепления полномочий полпредов президента поначалу особой реакции не вызвало. Может быть, потому, что спикер заявил это сразу же после аудиенции у Владимира Путина, из чего можно было сделать косвенный вывод, что речь на этой встрече шла не только о повестке дня заседания верхней палаты парламента, не только о губернаторских выборах в Курске, но и о ситуации скрытого противостояния региональных лидеров полномочным представителям президента.
То, что такое противодействие существует, - факт очевидный. В то же время сам Строев, высказывая столь серьезную идею, на мнение Путина не сослался. Вполне возможно, что он либо не ставил перед президентом этот вопрос, либо не получил на него от главы государства четкого и ясного ответа. А между тем предложение спикера СФ вполне может претендовать на "генеральную линию" той части сенаторского корпуса, которую сегодня принято называть "губернаторской оппозицией" Кремлю.
Первым человеком, публично заявившим, что никакие федеральные законы о полпредах не нужны, потому что указ Путина о семи федеральных округах "уже все описывает", стал полномочный представитель президента в Дальневосточном округе Константин Пуликовский. Он пояснил, что у полпредов "постоянно могут возникать новые задачи, которые может не охватить в целом этот закон". Резонно предположить, что с Пуликовским солидарны все полпреды. Любопытно с этой точки зрения вспомнить, что заявляли сами "генерал-губернаторы" о своих правах и обязанностях. Виктор Казанцев, например, считает, что его задача - давать президенту объективную информацию о положении дел в регионе и заниматься экономикой. Виктор Черкесов акцентировал внимание на участии полпредов в политическом процессе, поскольку чрезмерная зависимость федеральных структур от местной власти затрудняет решение общегосударственных задач. Сергей Кириенко видит свою особую роль в проведении "инвентаризации страны" через формирование единого правового и экономического пространства, подчеркивая при этом, что полпреды должны уделять главное внимание кадровой политике президента. Начальник главного территориального управления президента Сергей Самойлов считает, что полпреды должны заниматься не оперативным управлением, а координацией, хотя у каждого из них на сегодняшний день уже есть свой инвестиционный проект экономического развития округа. А по мнению вице-премьера Виктора Христенко, "обязанности полпредов определит сама жизнь".
При всех разноречивых мнениях на сей счет никто из вышеперечисленных персон ни на йоту не отошел от Положения о полномочных представителях, утвержденного указом президента от 13 мая 2000 года. В этом объемном документе перечислены все конкретные задачи и функции полпредов, которые настолько широки, что вполне можно согласиться со словами Христенко. Это и организация работы органов госвласти на местах, и контроль, и кадровая политика, и разработка социально-экономических программ федеральных округов. На самом деле на местном уровне не остается ничего, что проходило бы мимо "зоркого ока" государевых людей. И в этом - суть путинской реформы вертикали власти. Понятно, что любое ограничение - а федеральный закон, о котором говорил Строев, это фактически и есть попытка ограничить круг полномочий полпредов - может серьезно изменить планы Кремля по переустройству России. Поэтому исполнительной власти никакой закон не нужен.
Но нужен ли он самим губернаторам, от лица которых выступает спикер СФ? Создается впечатление, что путинские реформы были продуманы так четко и так законодательно "неприкасаемо", что при любом повороте в сторону их саботажа сами же оппозиционеры могут попасть в юридическую ловушку. Если под федеральные округа и институт полпредов начать подводить ту законодательную базу, о которой мечтают некоторые сенаторы (с закреплением ее в Конституции РФ), то тогда стоит вести разговор о новом административном делении России. Фактически это уже и происходит на наших глазах, но страна еще не готова стать другим - централизованным - государством. Передел власти пока не закрепляется в Основном законе, потому что любая попытка тронуть Конституцию может привести к провалу реформ. Видимо, именно на это надеется "губернаторская оппозиция". Но вряд ли стоит сомневаться в том, что нынешняя власть на такие уступки не пойдет.