ЗАПАСЫ наших природных ресурсов богаты, но не безграничны. А взлетевшие на мировом рынке цены на нефть, по мнению экспертов, уже в следующем году могут дать задний ход. В то же время "черное золото" и "голубое топливо" по-прежнему остаются главной опорой российской экономики. Вот почему ломаются копья на переговорах между Москвой и Киевом по газовым вопросам, а поиск новых путей выхода газовой трубы на мировой рынок приобретает стратегическое значение. Уже подписаны договоренности между "Газпромом" и крупнейшими западными корпорациями о строительстве нового газопровода в обход Украины через территорию Польши. В рамках проекта "Ямал-Европа" уложены десятки километров трубы на территории Белоруссии. А руководство "Газпрома" заявило о перспективном увеличении экспорта газа в два раза. Особая роль в наметившейся российской газовой экспансии принадлежит уникальному проекту "Голубой поток", который не только позволит вывести газовую трубу через Черное море в страны Центрально-Азиатского региона, но и должен продемонстрировать всему миру качество российских технологий.
Не случайно в ходе своего визита в Турцию в минувший понедельник премьер Михаил Касьянов посетил трассу строящегося газопровода "Самсун-Анкара", который является частью проекта "Голубой поток". Этот проект предусматривает сооружение газовой магистрали общей протяженностью 1263 километра, из них 370 километров - по территории России ("Изобилие-Джубга"), 392 километра - по акватории Черного моря ("Джубга-Самсун"), 501 километр - по территории Турции ("Самсун-Анкара"). Подсчитано, что за первую четверть нового века по новому газопроводу в Турцию поступит 365 миллиардов газа. Российская казна получит за этот период не менее 25 миллиардов долларов. Выгода очевидна и для турецкой стороны: благодаря "Голубому потоку" Турция осуществит государственную программу газификации страны.
Однако почти три года вокруг этого уникального проекта шли напряженные политические баталии. Турки выбирали между экономической выгодой и "политической целесообразностью", а точнее - давлением американцев. Одновременно с нашим "Голубым потоком" рассматривался вариант строительства Транскаспийского газопровода, по которому в Турцию должен был потечь туркменский и азербайджанский газ. Нашлись противники "Голубого потока" и в России. Наши оппоненты упирали в том числе и на необычайную техническую сложность проекта. Спору нет: помимо прокладки трубы по дну моря предстояло преодолеть горные хребты и голубые ущелья на сухопутном турецком участке трассы. Это серьезные преграды. Но, с другой стороны, за плечами специалистов российской корпорации "Стройтрансгаз" - сотни тысяч километров газо- и нефтепроводов, проложенных в суровых условиях Севера, Сибири, Уральских гор и Карпат.
Не случайно право на участие в реализации проекта "Голубой поток" на территории Турции "Стройтрансгаз" получил на бестендерной основе. Таким образом за последние 20 лет в Турции крупные проекты еще никому не передавались. Как же получилось, что турецкие компании (а в Турции есть несколько компаний по строительству трубопроводов со значительным техническим и производственным потенциалом) остались в стороне, а ведущая роль в реализации проекта "Голубой поток" была отдана нашей корпорации "Стройтрансгаз"? Дело в том, что наши компаньоны не имеют большого опыта в сооружении сложных трубопроводных систем.
Газопровод на территории Турции берет начало в месте выхода его морского участка на сушу восточнее Самсуна. Далее газопровод пересекает район Солуова, области Амасья, Чорум, Кырыккале и, проходя южнее Анкары, соединяется с газопроводом из Болгарии. Для сооружения газопровода "Самсун-Анкара" было создано совместное российско-турецкое предприятие "ОХС" ("Озташ"-"Хазинедароглу"-"Стройтрансгаз"). Заказчиком выступила турецкая государственная трубопроводная корпорация "Боташ". Всю трассу было решено поделить на участки, где работу ведут совместно наши и турецкие специалисты, и чисто российский, где трубу сооружают сварщики и механизаторы "Стройтрансгаза". На правах старшего и более опытного компаньона российская корпорация получила наиболее тяжелый участок, где высокогорья чередуются с ущельями, а равнинная местность пересечена водными преградами. Однако наши газопроводостроители не ударили в грязь лицом.
В составе "Стройтрансгаза" в Турции работают 300 российских специалистов. Средний возраст сварщиков, операторов трубоукладчиков и механизаторов - всего 24 года. Однако до начала командировки ребята мастерски овладели техникой в школе "Стройтрансгаза". Многие из них успели поработать на сооружении газопровода "Ямал-Европа" в Белоруссии. Темп, который задали российские сварщики в Турции, многие специалисты называют беспрецедентным: с учетом сложных условий местности суточный проход в 1300 метров - это серьезная претензия на рекорд. При этом показатель исправляемых дефектов держится на уровне 2,7%, в то время как по мировым стандартам допустимый предел дефектности для автоматической сварки - 7%.
К началу второй декады октября в целом по трассе сварено уже 400 из 500 километров трубы, испытано с продувкой и промывкой - 150. Последний стык планируется сварить до конца нынешнего года. Можно не сомневаться - так и будет! Наша уверенность в своевременной сдаче в эксплуатацию газопровода "Самсун-Анкара" базируется прежде всего на том, что на трассе применяются самые передовые организационно-технические решения, способствующие высоким темпам работ.
В процессе инжиниринга трубопровода такой протяженности в Турции впервые была применена спутниковая система. Несмотря на довольно сложный профиль трассы, 80% сварочных работ на монтаже линейной части выполняется прогрессивным способом - автоматическими установками CRC-Evans. Российские специалисты привезли в Турцию самую современную в мире технологию строительства трубопроводов. В Турции мы имеем новейший и лучший парк техники. На строительные площадки доставлено самое современное с точки зрения технологии оборудование.
"Стройтрансгаз" как одна из ведущих компаний в России по сооружению объектов газовой промышленности еще два года назад открыла свое представительство в Турции, изучает ее рынок, перспективы, активно участвует во всех программах, тендерах на строительство объектов транспорта и переработки газа. Соседские отношения России и Турции, их территориальная близость, перспективный рынок сбыта газа на территории Турции - все это, безусловно, вызывает большой интерес у России в экономическом
сотрудничестве с южным соседом. Закрепление более стабильных и серьезных позиций на энергетическом рынке Турции, думаю, будет способствовать развитию наших взаимоотношений и в других областях деятельности.
Анкара-Москва