НЕСТАБИЛЬНАЯ внутриполитическая ситуация в Турции, сопровождавшаяся сменой двух правительств, и августовский кризис в России оказали крайне негативное влияние на развитие двусторонних экономических связей между нашими государствами. По данным таможенной статистики Турции, двусторонний товарооборот в настоящее время составляет лишь около 3 млрд. долл. (причем 50% ввозимых российских товаров составляют энергоносители). Чуть меньше приносит челночный бизнес между Россией и Турцией.
Однако в последние два года экономики Турции и России активно развиваются. И в Анкаре проявляют все больше заинтересованности в привлечении на турецкий рынок продукции российского ТЭКа - газа и электроэнергии - для развития собственного производства. Россия также заинтересована в развитии торговых связей. Причем наше правительство интересует не только расширение сырьевых поставок, но и развитие военного сотрудничества. В частности, возможность участия России в тендере на покупку Турцией 145 боевых вертолетов.
Не случайно, подводя итоги переговоров с премьер-министром Турции Эджевитом, глава российского правительства Михаил Касьянов заметил, что обе стороны договорились в короткие сроки увеличить объем двустороннего товарооборота до 10 млрд. долл., или почти в три раза.
По мнению Касьянова, поставленная цель "вполне достижима". С 1 января 2001 года Россия увеличит поставки природного газа в Турцию по так называемому западному маршруту - газопроводу, проходящему через Румынию и Болгарию. А осенью 2001 года начнутся поставки газа по трансчерноморскому газопроводу в рамках проекта "Голубой поток".
Впрочем, в строительстве последнего есть немало проблем. Так, несмотря на то что подписан и парламентами России и Турции ратифицирован протокол "О соглашении о поставках газа", предусматривающий специальный стабильный налоговый режим на период строительства и эксплуатации газопровода, не все местные власти в Турецкой Республике знают об этом. Поэтому российский премьер настоял на том, чтобы документ был доведен до сведения исполнителей.
Второе беспокоящее обстоятельство в реализации этого проекта - отсутствие так называемого экологического отчета, который выдается турецкими ведомствами, - является необходимым для открытия обеспечения финансирования. Турецкая сторона заявляет: нет отчета - отсутствует проект, а значит, нет денег под него.
В рамках выполнения межправительственного протокола российско-американо-турецкий консорциум АББ/"Газпром"/ЭНТЕС в ноябре 1998 года передал Министерству энергетики и природных ресурсов Турции технико-экономическое обоснование строительства теплоэлектростанции "Денизли". Однако до настоящего времени стороны не приступили к переговорам по строительству станции - турецкая сторона настаивает на предоставлении "Газпромом" реальной гарантии на поставки в Турцию дополнительно 7 млрд. кубометров газа по западному газопроводу в 2001 году. Вчера Михаил Касьянов сообщил, что Россия не сможет нарастить поставки в таких масштабах, а лишь "заметно увеличит" продажу голубого топлива по западному маршруту. Такую гарантию, как полагают эксперты, российское правительство сможет дать лишь в конце следующего года - после решения вопросов, связанных с обеспечением финансирования и ввода в эксплуатацию газоконденсатной станции "Тарутино", а также газового оборудования на территории Украины, Румынии и Болгарии.
Есть и еще некоторые нюансы. Власти Турции приняли решение провести тендер на право строительства "Денизли". Желание участвовать в конкурсе изъявили около 10 компаний. Однако, как отмечают эксперты, Россия проигрывает по предложенной стоимости строительства многим участникам. Сейчас наша сторона собирается настаивать на том, чтобы получить контракт на строительство "Денизли" вне тендера.
Не меньше проблем возникает и в вопросе об итогах тендера на закупку Турцией боевых вертолетов. Анкара еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. Конкурентами здесь являются США и Россия. Как отмечают местные эксперты, скорее всего победа достанется американской технике и оружию. А заявка со стороны России используется Анкарой лишь как способ сбить цены на американские вертолеты США.
Как бы то ни было, но нынешний визит Михаила Касьянова и российских бизнесменов в Турцию, похоже, не обойдется без новых перспективных торговых соглашений. Как заявил вчера председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, в ходе переговоров Михаила Касьянова с министром энергетики и природных ресурсов Турции Джумхуром Эрсюмером была достигнута договоренность о прямых поставках электроэнергии из России в Турцию транзитом через Грузию. До последнего момента Грузия реэкспортировала российскую электроэнергию.
Впрочем, и у этого проекта есть свои "но". Перспективы этого плана осложняет тот факт, что турецкие эксперты пока не могут сказать, насколько долгосрочным может оказаться сотрудничество с РАО "ЕЭС". Как полагают местные специалисты, поставки электроэнергии из России в Турцию необходимы, однако лишь на короткое время. Кроме того, у турецких предпринимателей возникают сомнения в надежности поставок российской электроэнергии в связи с предстоящей реструктуризацией РАО "ЕЭС".
В ходе визита Касьянова не обошлось и без ЧП. Как сообщило агентство "Интерфакс" со ссылкой на информированные источники, перед посадкой самолета премьера в Анкаре в понедельник на нем были обнаружены технические неполадки.
Анкара