ВЧЕРА началась трехдневная поездка Михаила Касьянова в Турцию. Планируется, что после встреч с президентом Ахметом Сезером и премьером Бюлентом Эджевитом сегодня вечером он вылетит в Стамбул, где встретится с представителями деловых кругов страны. В отличие от серии предыдущих зарубежных визитов главы российского правительства на этот раз финансовые вопросы не занимают большого места в рабочем графике премьера. Главной темой станут конкретные российско-турецкие проекты. Один из них - строительство газопровода по дну Черного моря "Голубой поток" - уже активно реализуется, по другому - возможной поставке 145 российских вертолетов Ка-50-2 для турецкой армии на общую сумму 4 млрд. долл. - еще идут переговоры. Относительно "Голубого потока" Михаил Касьянов в субботу в беседе с журналистами заявил: "Мы в скором времени перейдем к реализации основной фазы прокладки трубопровода по дну моря". Сегодня, кстати, российскому премьеру предстоит посетить один из строящихся объектов газопровода в городе Самсун. Ситуация с вертолетами несколько сложнее - сейчас турецкое правительство выбирает между двумя победителями международного тендера - американской компанией "БеллХеликоптер" и российско-израильским консорциумом "Эрдоган". Так что лоббирование интересов отечественного авиастроения станет одной из важных задач Михаила Касьянова на переговорах с турецкими руководителями. Заинтересованность России в получении 4 млрд. долл. (это больше, чем должна выплатить наша страна в следующем году по долгам Парижскому клубу) может оказаться очень сильной. Так что острые политические вопросы российско-турецких отношений, такие, например, как позиция Турции по чеченскому конфликту или строительство нефтепровода Баку-Джейхан в обход России, в ходе визита, скорее всего, затрагиваться не будут.
Накануне своего визита в Турцию премьер-министр России Михаил Касьянов встретился с журналистами и рассказал о планах правительства на ближайшие месяцы. Судя по словам премьера, правительство уже уверено в том, что проект бюджета на будущий год без особых осложнений будет принят Госдумой, и теперь кабинет министров может уделить больше внимания реализации еще двух задач - достижению договоренностей с иностранными кредиторами России и проведению структурных реформ в экономике.
Формально проект бюджета на будущий год предусматривает получение Россией кредита от МВФ на сумму 1,75 млрд. долл. Соглашение с МВФ о новой программе кредитования может быть подписано после окончания визита в Москву очередной миссии фонда, прибывающей в Первопрестольную в конце первой декады ноября. Предполагается, что в новом соглашении речь пойдет о выделении российскому правительству "кредита предостороженности", только в некоторых экстренных случаях. И поскольку у России реальной потребности во внешнем финансировании сейчас нет, то, по мнению экспертов компании "НИКойл", такое соглашение будет наиболее приемлемым для России.
Гораздо больше проблем предстоит встретить кабинету министров в процессе достижения договоренностей с Парижским клубом кредиторов. Напомним, что в недавнем интервью "НГ" премьер-министр России сообщил, что правительство намерено добиваться реструктуризации части основного долга клубу (около 3 млрд. долл.), платежи по которому выпадают на следующий год. Есть еще задача-максимум - добиться всеобъемлющей реструктуризации задолженности России. Однако здесь существенным препятствием являются высокие поступления валюты в РФ от экспорта энергоносителей.
Что же касается структурных реформ, то уже до конца года правительство, судя по словам Касьянова, намерено определить свою позицию в отношении трех отраслей - железнодорожного транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций. Вопрос о реструктуризации газовой отрасли перенесен на следующий год.
Как сообщил премьер-министр, в большей степени подготовлен вопрос о реструктуризации МПС. И хотя окончательное решение планируется принять на специальном заседании правительства, намеченном на 9 ноября, уже сейчас определены основные подходы к реформе МПС. Среди них премьер-министр назвал разделение функций госуправления и хозяйствующего субъекта, выделение из услуг железнодорожного транспорта конкурентных сфер, которыми, в частности, могли бы стать услуги по обеспечению перевозок, а также по ремонту подвижного состава.
Премьер также сообщил, что тарифная политика на железнодорожном транспорте будет определяться не самим монополистом, а государственным органом. На первом этапе реформы в России тарифную политику будет регулировать специально созданная правительственная комиссия, в состав которой войдут представители всех заинтересованных министерств и ведомств.
Говоря о реформировании других сфер экономики, Касьянов сообщил, что основные подходы к реструктуризации электроэнергетики будут утверждены в конце ноября. В декабре дело дойдет и до телекоммуникаций.