ДОКЛАД "Самоопределение России", подготовленный Горбачев-Фондом при финансовом содействии Корпорации Карнеги (Нью-Йорк) в рамках фундаментального проекта "Россия в формирующейся глобальной системе", был представлен у нас и за рубежом еще в середине мая, однако теперь, спустя полгода, Фонд Горбачева снова собрал ученых, специалистов и общественных деятелей на "круглый стол" для того, чтобы выслушать их критические замечания. По признанию авторов доклада, они "искали свой ключ к разгадке "загадочной русской души". Но, видимо, так и не рискнув соперничать в этом деле с великими русскими философами, в конце концов снизили уровень притязаний до обычного социально-политического исследования. Как заявил руководитель авторского коллектива Георгий Шахназаров, "это не скороспелка, а монументальная работа".
По мнению исследователей, вопрос самоопределения России важен не только для нее самой, но и для всего мирового сообщества. Однако до сих пор наша страна сталкивается с дилеммами: авторитаризм или демократия, гражданское или корпоративное общество, федерализм или распад государства, рынок или государственная опека экономики, прорыв к постиндустриализму или сырьевой анклав мировой экономики, противостояние или партнерство на международной арене. Проведя анализ объективных обстоятельств, эксперты пришли к выводу, что, вероятнее всего, в стране установится умеренная авторитарная власть и будет взят курс на прорыв к информационной экономике при одновременном восстановлении военной мощи государства. В качестве главных аргументов, подтверждающих версию этого сценария, авторы доклада называют "авторитарные" потребности общества и государства и "патриотическое честолюбие" нового президента страны.
Более того, эксперты очерчивают Владимиру Путину довольно "узкий коридор", по которому, по их мнению, он вынужден будет идти, воплощая в жизнь свою идею достичь благоденствия народа через возрождение державной мощи России. Во-первых, подчеркивая на словах преемственность власти, он должен отмежеваться от одиозной политики ельцинского режима. Во-вторых, подтверждая приверженность либеральным принципам, восстановить ключевую роль государства в базовых отраслях экономики и социально-культурной сферы. В-третьих, повторяя обязательство не пересматривать итогов приватизации, вернуть государству и обществу хоть часть награбленных у них богатств и привлечь виновных к ответственности. При этом не исключается возможность придания главе государства дополнительных властных полномочий на временной основе при условии упрощения процедуры импичмента.
Пока, по словам Георгия Шахназарова, Путин не дал конкретного ответа на вопрос, куда он поведет Россию и как будет действовать. В частности, когда меняется режим, как правило, заменяют ключевые фигуры госчиновников, однако новый глава государства оставил на прежних местах фактически весь чиновный кадровый состав. Попытки борьбы президента с коррупцией и олигархами, по мнению Шахназарова, также весьма робки, а "суета с Гусинским и Быковым уже всем надоела". Свой рецепт предлагает Шахназаров и в решении такой сложной задачи, как утечка российских денег за рубеж. Прекратить это, считает он, можно только одним способом - национализировав нефтяную и газовую промышленность России. Для этого необходимо только одно условие - политическая воля президента, но слово "национализация" боятся произносить даже коммунисты.
Назвав доклад экспертов Горбачев-Фонда интересной и перспективной работой, участники "круглого стола" тем не менее отметили ряд недостатков и спорных тезисов данного исследования. В частности, не совсем понятно, что такое "умеренный авторитаризм". Если власть ставит себе цель наведения формального порядка с точки зрения закона, то при чем тут авторитарность? С другой стороны, в нашей стране власть всегда была авторитарна и все зависело от личных качеств лидера. Шутливое определение "умеренному авторитаризму" дал Михаил Горбачев: "Это - мочить не всех и не в сортире". Михаил Сергеевич заметил, что сам Путин категорически отвергает возможность авторитарного режима.
Четко ответить на вопрос о самоопределении России, вероятно, сейчас очень сложно. Поэтому в конечном счете ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения. Однако нельзя не согласиться с мнением бывшего министра иностранных дел СССР Александра Бессмертных, который справедливо заметил, что уповать на роль личности в истории всегда слишком рискованно. И будущее нашей страны зависит не от Владимира Путина, а от становления основ демократии.