НЕДАВНИЕ заявления руководителей страны в связи с предполагаемой реорганизацией отечественной банковской системы ясно указывают на то, что значение государства в банковском секторе будет возрастать. При этом особая роль отводится финансовым структурам, в капитале которых присутствуют средства государства и Банка России.
В результате проведенной инвентаризации государственных вложений в банки выяснилось, что в состав участников (акционеров) 469 банков России входит государство. Его доля в капитале кредитных организаций принадлежит федеральным органам государственной власти, субъектам РФ либо организациям, капитал которых полностью или частично принадлежит государству.
Правительство и Банк России сегодня участвуют в капитале 30 банков (без учета банков, находящихся под управлением АРКО). При этом доля государства либо Банка России превышает 50% в Сбербанке, Внешторгбанке, Внешэкономбанке (ВЭБ), Российском банке развития, Российском экспортно-импортном банке и Всероссийском банке развития регионов.
В большинстве упомянутых кредитных организаций доля государства "размыта": в 80% таких банков она не превышает 25%. 76 из 469 кредитных организаций с государственным участием являются проблемными, еще в 19 АРКО проводит реструктуризацию. Государство лишено возможности определять политику этих организаций.
В условиях структурной перестройки государству, по-видимому, целесообразно подходить с рыночными мерками к выбору будущих партнеров из числа кредитно-финансовых учреждений, не прибегая при этом к слепой "накачке" бюджетными деньгами. Подобные шаги - искусственное раздувание с помощью средств Банка России недавно созданных (Российский банк развития) или незначительных (Росэксимбанк) структур, - по-видимому, являются не слишком удачными примерами госучастия.
На основании имеющейся официальной отчетности мы проанализировали ситуацию вокруг нескольких кредитных организаций, близких к Центральному банку, а также некоторых дочерних структур росзагранбанков - иностранных банков, в капитале которых участвует ЦБ РФ. В анализе мы использовали аналогичные показатели крупнейших российских коммерческих банков и дочерних структур иностранных банков, работающих в России.
Банковские аналитики при оценке состояния кредитных организаций особое внимание уделяют отношению чистой прибыли к активам банков (в наших расчетах аналогичный западному показателю "ROA"). По состоянию на 1 июля 2000 года во Внешторгбанке и Сбербанке этот показатель равен 0,1%, ряд "дочек" росзагранбанков (Моснарбанк Лтд, Русско-германский торговый банк) имеет отрицательные показатели. Только у одного из выделенных банков - "Еврофинанса" ("дочки" французского Евробанка) данное соотношение составляет 2,5%, что является удовлетворительным даже по европейским меркам и превышает показатели крупнейших российских коммерческих банков: МДМ-банк - 1,9%, Росбанк - 0,5%, Доверительный и инвестиционный банк - 0,7%. Хотя, к примеру, у Альфа-банка этот показатель выше - 4,8%.
Примерно таковы же результаты сравнительного анализа и другого важного показателя - отношения чистой прибыли к капиталу банка (аналог европейского "ROЕ"). Если такое соотношение у Внешторгбанка и Сбербанка составляет 0,3% и 1,4%, то у Альфа-банка - 19,4%. У "Еврофинанса" отношение чистой прибыли к капиталу равно 13,1%, у Росбанка - 2,5%, у Газпромбанка - 4,4%, у МДМ-банка - 8,6%.
Госбанки должны стать фундаментом создаваемых полноценных банковских сетей, проводниками инвестиций, в том числе иностранных, в российскую экономику. Очевидно, что таким "фундаментом" и "проводником" может стать только эффективная, прибыльная структура с достаточным уровнем капитализации.
Как представляется, через привлечение в капиталы эффективно работающих госбанков средств крупных предприятий государство получит возможность своего максимального и гибкого присутствия в их капитале. Это создаст предпосылки для реализации серьезных инвестиционных программ и позволит реально увеличить капитал и активы без использования бюджетных средств.
Представляется, что правительство и Банк России должны найти компромиссный вариант рыночного развития кредитно-финансовой системы.
В условиях, когда у российских банков явно не хватает средств, государству уместно более рачительно подходить к своему участию в деятельности банков, поощряя в первую очередь те финансовые структуры, которые способны эффективно вкладывать средства, получать прибыль и обеспечивать возвратность государственных средств.
Основой выбора банков как проводников государственных, в том числе бюджетных, средств в экономике должна стать независимая оценка их стабильности и эффективности по результатам деятельности. Для этих целей необходимо создание независимых рейтинговых агентств, оценки которых должны играть если не определяющую, то по крайней мере одну из ключевых ролей при принятии решений государством относительно выбора формы и размеров своего участия в деятельности банков для решения задач достижения и закрепления экономического роста.