ЕЛЬЦИНСКАЯ эпоха политического панибратства в отношениях Москвы с бывшими советскими республиками, похоже, подошла к концу.
Подтверждением тому может служить вчерашняя встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в сочинской резиденции "Бочаров ручей", которой предшествовали довольно напряженные кулуарные дискуссии. Спорили о формате. Белорусский президент представлял свой сочинский вояж если не как краткосрочный отпуск, то по меньшей мере как неформальный визит. Кремлевские чиновники, напротив, ставили акценты на официальности. Так, замглавы администрации президента Сергей Приходько упорно называл сочинский диалог "саммитом" или исключительно важной для российско-белорусских отношений встречей в верхах.
Официальные настроения одержали верх. Встреча состоялась не только при пиджаках и галстуках, но и в присутствии всего штата помощников как с той, так и с другой стороны. Запротоколированность встречи стала своеобразным ответом Москвы на недавние заявления белорусского лидера, прозвучавшие во время центральноазиатского визита Владимира Путина. Тогда Лукашенко намекнул, что в качестве благодарности за защиту западных границ России Москва должна пересмотреть условия поставок газа в Белоруссию. Кремлю эти заявления, надо полагать, не понравились, и Александру Лукашенко решили напомнить, что интеграция интеграцией, но неплохо бы при этом играть по правилам.
Впрочем, отделаться от старой политической традиции оказалось не так уж просто. Александр Лукашенко прибыл в Сочи не только для обсуждения интеграционных деталей, но и за политической поддержкой Москвы в вопросе о недавно состоявшихся в Белоруссии парламентских выборах, которые западное сообщество единогласно признало недемократичными. И Лукашенко все-таки нашел повод поблагодарить российского президента за "величайшую поддержку", то есть невмешательство.
Главы государств обсудили предстоящее заседании Высшего Госсовета России и Белоруссии, которое пройдет в Минске через полтора месяца, а также структуру аппарата Союза. Осудив бюрократию, стороны договорились о том, что исполнительный комитет должен состоять из 110 человек. Однако чем именно будет заниматься каждый из них, пока не вполне понятно. Как заявил Владимир Путин, "людей будем подбирать под дела".
В области экономики стороны достигли договоренности о проведении антикоррупционных мер в таможенной сфере. Лукашенко охарактеризовал эти намерения как попытку "осуществить революцию в таможенной политике". Путин же обратил внимание на сближение налогового законодательства двух стран. О введении единой валюты стороны не говорили - сочли, что пока не время, но, несмотря на это, в ходе встречи президенты нашли достаточно подтверждений тому, что Союз России и Белоруссии не умер.