ИНТЕНСИВНЫЕ консультации между руководством правительства и лидерами парламентских фракций, проходившие все последние дни, принесли свои результаты. Вчера глава бюджетного комитета нижней палаты Александр Жуков заявил, что во втором чтении федеральный бюджет будет принят большим количеством голосов, чем в первом. Причины такого оптимизма ясны. Правительство все-таки пошло на определенное увеличение расходов на оборону, агропромышленный комплекс, образование и науку. Кроме того, найдена хотя и промежуточная, но устраивающая обе стороны формулировка вопроса о распределении дополнительных доходов бюджета 2001 года. В том, что они будут, сомнений нет, но в оценках правительства и депутатов по-прежнему нет единства. Правительство пока согласилось признать 30 млрд. руб., а по оценкам главы фракции "ЯБЛОКО" Григория Явлинского, который вечером в понедельник встречался с премьером, дополнительных доходов будет не менее 88 млрд. руб. Впрочем, радикальные идеи лидера "ЯБЛОКА" относительно расходной части бюджета - например, его предложение направить 60 млрд. руб. на введение в России профессиональной армии - вряд ли получат поддержку исполнительной власти.
Интересно, что представитель "Яблока" в Координационном совете с СПС, заседание которого состоялось вчера, Сергей Иваненко, перед тем как принять участие в совещании, предложил весьма любопытный источник доходов. Он полагает, что "необходимо серьезно изменить пропорции распределения федеральных налогов и значительную часть доходов отдать в территории, чтобы восстановить пропорцию 50 на 50". А уже в результате этого перекраивания бюджета и найдутся деньги для таких реальных приоритетов, как реформа армии и образования. В бюджете, прошедшем первое чтение, центр получает 58%, а регионы 42% (поскольку из 16% подоходного налога в провинциях будет оставаться только 1%). Думцы, похоже, готовы поддержать претензии Совета Федерации в этом вопросе, хотя бы отчасти.
Вчера Михаил Касьянов собрал членов экономического блока правительства для обсуждения более прозаического вопроса - оценки исполнения действующего бюджета. Минфин и ЦБ представили свои соображения о распределении дополнительных доходов, поступивших в этом году. 26 октября этот вопрос будет вынесен на заседание кабинета.
Кстати, ситуация с бюджетом 2000 года может в данном случае служить основой для прогнозов на год следующий. В бюджете этого года предполагалось получение лишь 6 млрд. дополнительных рублей - то есть суммы, во много раз меньшей реально полученных сверхплановых средств. Впрочем, открывая вчерашнее заседание, Михаил Касьянов особо подчеркнул необходимость стабильности основных бюджетных показателей, таких как инфляция и валютный курс. Они должны быть "предсказуемыми и понятными для участников макроэкономической деятельности". Летом удалось избежать серьезной вспышки инфляции, и упускать ситуацию нельзя. Тот факт, что, несмотря на заметный экономический рост, инфляция, скорее всего, окажется в пределах заложенных в бюджет 20%, можно расценивать как успех. Подобная аргументация, однако, еще раз подтверждает, что правительство будет по-прежнему осторожно подходить к предложениям об увеличении расходной части бюджетного законопроекта.
Совет Думы назначил рассмотрение бюджета во втором чтении на пятницу, 20 октября. По мнению первого вице-спикера Любови Слиски, документ будет принят "без осложнений". Похоже, этот прогноз подтвердится. Даже последовательные противники бюджета - фракция ОВР - готовы проголосовать "за", так как правительство поддержало их поправку о том, что 99% поступлений от подоходного налога нужно оставлять регионам. Так или иначе, Государственная Дума третьего созыва еще раз подтвердит свою репутацию органа, достаточно лояльно относящегося к исполнительной власти. Получить принятый во втором чтении, то есть почти окончательный, бюджет еще до конца октября - об этом все прежние составы российского правительства могли только мечтать.