ЗАКАТ эпохи ельцинского романтизма в отношениях России и Украины состоялся вчера в Сочи во время рабочей встречи Владимира Путина и Леонида Кучмы. Кремль в преддверии переговоров устами "информированных источников" предупредил Киев, что больше не намерен терпеть нецивилизованное поведение Украины. Леонид Кучма не остался в долгу и заявил, что "создание Евразийского экономического содружества - это мина замедленного действия под СНГ", а нежелание России ратифицировать соглашение по зонам свободной торговли ведет к умиранию Содружества.
Впрочем, если Россия хотя бы пытается построить отношения со своим стратегическим союзником, то Киев не находит аргументов для того, чтобы убедить российскую сторону в своей честности и непредвзятости в отношениях с Москвой. Чего только стоит распоряжение Леонида Кучмы о "категорическом запрете на несанкционированный отбор" российского газа за неделю до сочинской встречи с Владимиром Путиным.
Чтобы хоть как-то объяснить абсурдность указаний своего президента, пресс-служба украинского Кабинета министров заявила, что они носят "профилактический характер". Профилактикой там и не пахнет, ведь десятки раз киевские чиновники самого высокого ранга в интервью "НГ" в открытую заявляли, что российский газ - это золотая жила украинского истеблишмента и все украинские олигархи разбогатели, воруя этот газ.
Леонид Кучма приехал в Сочи не с пустыми руками. Верховная Рада наконец дала добро на приватизацию украинской газотранспортной системы. Транзит российского природного газа по территории Украины составляет 132,4-141,2 млрд. куб. м, в том числе в страны Западной Европы - 110,5-117,7 млрд. куб. м. Киев - особенно в последнее время, когда в "Газпроме" заговорили о создании системы альтернативных газопроводов в Европу, - пытается убедить Москву и Европейскую энергетическую хартию в том, что Украина в состоянии навести порядок в своем газовом хозяйстве.
Украина намерена создать международный консорциум по эксплуатации газотранспортной системы. Несмотря на то что встреча Владимира Путина и Леонида Кучмы тщательно готовилась обеими сторонами, тем не менее президентам пришлось вникать в проблемы, далекие от политики: объемы поставок газа на 2001 год, размеры ставки за транзит российского газа. Кроме того, Москва не сняла своих претензий по реэкспорту Украиной российского газа в Западную Европу.
Леонид Кучма, прилетев в Сочи, рассказал Владимиру Путину историю: когда Леонид Брежнев впервые приехал в Крым, первый секретарь обкома Николай Кириченко, обращаясь к нему, заметил, что к приезду Генерального секретаря Компартии СССР ему подготовили хорошую погоду. Однако Брежнев поправил его, заявив: "Запомните, погода делается в Кремле". И судя по результатам переговоров, украинский президент согласился с тем, что в Сочи погоду будет определять не он, а Владимир Путин.
В результате был принят тот вариант оплаты поставок газа на Украину, который вполне устроил бы российскую сторону. Разница между суммой, которую Украина может платить за газ, и рыночной стоимостью голубого топлива будет отнесена на счет государственного долга Украины России. Раньше не оплаченные суммы по поставкам газа считались долгом хозяйствующих субъектов, что позволяло достаточно вольно трактовать, кто, кому и за что должен. Теперь же должник определен четко - всю по всем последующим "недофинансированным" контрактам ответственность будет нести государство Украина. Причем погашаться госдолг может за счет украинских ценных бумаг, позволяющих России участвовать в приватизации интересующих ее хозяйственных объектов, как, к примеру, газотранспортная система Украины. О том, что Россия примет участие в ее приватизации, заявил Путин по окончании переговоров с Кучмой. Если Москве удастся приобрести часть газотранспортной системы, находящейся, к слову, в плачевном состоянии, многие эксперты расценят это как серьезный шаг к интеграции двух стран. Впрочем, не обошлось и без уступок с российской стороны. Москва обязалась пропустить по своей территории в полном объеме туркменский газ, о поставках которого Леонид Кучма договорился с Туркменбаши.
Вообще тема погашения долгов за газ во время сочинского "отдыха" Владимира Путина возникла не только во время переговоров с Леонидом Кучмой. Другой стратегический партнер России - Белоруссия - также не слишком охотно оплачивает поставки российского голубого топлива. Владимир Путин планирует провести переговоры с белорусским президентом Александром Лукашенко. Последние заявления главы "братского славянского народа" о том, что Белоруссия фактически охраняет российские границы и поэтому не должна платить за газ, вызвали явное неудовольствие в Кремле. Источники "НГ" прогнозируют, что разговор между двумя президентами может получиться довольно-таки жестким. Однако ставить на карту будущее российско-белорусского союза по этому поводу никто не собирается.