ВЕЧЕРОМ в пятницу министр иностранных дел РФ Игорь Иванов прибыл вчера на Охотный Ряд, чтобы присутствовать при том, как депутаты обсуждают два международных события, случившиеся в первой половине октября. Ситуация в Югославии и конфликт между Израилем и Палестиной привлекли внимание российских законодателей. Впрочем, стоит отметить, что внимание это не было одинаковым - одни депутаты хотели указать на бездеятельность властей страны и, прежде всего, ее внешнеполитического ведомства, а другие, напротив, были намерены всячески последнее поддержать, а также высказать некоторые рекомендации президенту и правительству.
К первой категории относилась фракция ЛДПР, депутат которой Алексей Митрофанов предложил коллегам принять постановление по поводу действий МИД РФ в Югославии 5-6 октября. В нем осуждается позиция Игоря Иванова, поддержавшего не законную власть СРЮ, а требования демонстрантов о ее смене. В документе президенту России предлагается оценить действия МИДа и в том случае, если они будут признаны ошибочными, "принять соответствующие кадровые решения". Что же касается палестино-израильского конфликта, то точка зрения ЛДПР на него следующая: России следует поддержать именно арабскую сторону, причем особо поддержать ее стремление решить соответствующим образом вопрос о статусе Иерусалима.
Альтернативами проектам г-на Митрофанова были выдвинуты документы, составленные думским комитетом по международным делам. Его председатель Дмитрий Рогозин обвинил своего либерально-демократического оппонента в односторонности и использовании для характеристик иностранных государственных деятелей неподобающих выражений. Сам же думский комитет по югославской проблеме высказался очень обтекаемо, хотя и призвал мировое сообщество отменить в том числе и санкции персонального характера в отношении отдельных югославских политиков. Ближневосточную ситуацию думские международники также охарактеризовали в туманных выражениях, хотя в них и слышался некоторый антиизраильский акцент - правда, довольно незначительно. В проекте постановления высказывается предложение о созыве в ближайшее время Совета Безопасности ООН, а также о формировании "авторитетной международной комиссии для координации международных посреднических усилий". Кроме того, в бумаге делается и намек на то, что в случае невозможности для обеих сторон договориться, следовало бы подумать о миротворческом контингенте.
Министр иностранных дел Игорь Иванов как международник практикующий, естественно, о последней возможности ничего в своем выступлении говорить не стал. Ближневосточная тема у него прозвучала более развернуто, чем югославская. В частности, г-н Иванов подчеркнул, что несмотря на усилия мировой общественности по урегулированию ситуации она подошла к черте, "за которой просматриваются контуры большой войны в этом регионе". Министр обещал бороться за усиление роли России в мирном процессе, на чем, по его словам, настаивают арабские партнеры. Речь же, посвященная Югославии, больше напоминала историческую справку.
Государственная Дума одобрила постановление по СРЮ в редакции своего международного комитета, а документ в отношении арабо-израильского конфликта в целом принять не смогла, так как ее большинство не захотело продлевать работу дольше запланированного времени.