У КАЖДОЙ экономики есть свой порог прочности. Даже самые сильные и здоровые в экономическом смысле государства могут пострадать, если набор негативных факторов превышает этот показатель.
Мировая экономика в этом смысле не является исключением. Несмотря на, казалось бы, очевидную силу стран "большой семерки" - лидеров современного мира - их возможности также небезграничны.
В наибольшей степени сейчас уязвимы Соединенные Штаты. Конфликт на Ближнем Востоке и возможное в связи с этим введение эмбарго на поставку нефти в США могут переполнить чашу выносливости экономики страны. Об этом ясно можно судить по ситуации на рынке акций американских компаний, где в последнее время котировки снижаются. Причем падает стоимость не только интернет-компаний, прибыльность которых была многими переоценена. Снижаются котировки акций и обычных предприятий.
Но, как говорят российские эксперты, если падают котировки в США, плохо становится всему миру. Дело в том, что Соединенные Штаты являются не только основным импортером нефти в мире, но и главным импортером капитала. Вся экономическая модель этого государства построена на этом. Фактически США были и пока являются мировым центром распределения капитала и зарабатывают именно на этом, а вовсе не на промышленном производстве, как, скажем, Западная Европа. Около 70% национального продукта Соединенных Штатов Америки производится за пределами страны, куда американские компании инвестируют капитал.
Есть и еще одна проблема. Львиная доля международных расчетов осуществляется в долларах. Для того чтобы сохранить свое лидерство, американцы выпустили в обращение лишних (не покрытых реальными ценностями) денег на триллионы долларов. Если внезапно весь мир откажется от обслуживания своих операций в американской национальной валюте и переведет свои активы, скажем, в евро или иену, в Америке будет не просто высокая инфляция, а опустошительный кризис.
Не случайно уже сейчас наиболее осторожные инвесторы предрекают, что в случае эскалации конфликта на Ближнем Востоке неизбежно начало глобального экономического кризиса. По своим последствиям он будет гораздо более губительным, нежели события 1997-1998 годов (тогда, напомним, разорились многие государства планеты) и даже прошлый нефтяной кризис 1973 года.
Пессимисты предрекают, что цены на нефть могут преодолеть планку в 40 долл. за баррель и добраться до 70-80 долл.
Впрочем, вряд ли события будут развиваться по самому негативному сценарию. Все будет зависеть от того, какую позицию сейчас займут США, флот которых, как полагают специалисты, может охладить пыл арабов и защитить Израиль от нападения арабских государств. Правда, возможности самих Соединенных Штатов в течение ближайшего месяца будут сильно ограничены кампанией по выборам президента. Еще не известно, как отреагируют избиратели на втягивание армии США в конфликт на Ближнем Востоке.
Если США выступят с позиций "холодной" поддержки Израиля и предпочтут оказывать посильную помощь только оружием, то экономика Вашингтона не пострадает сильно. Даже если арабские государства введут эмбарго на поставку нефти в США, финансовый баланс этого государства может быть сохранен - ведь оружие и Израиль, и даже в большей степени арабские государства скорее всего будут закупать все в тех же Соединенных Штатах и европейских государствах, поддерживающих политику Вашингтона. Вероятность поддержки оружием со стороны других крупных оружейных держав - Китая и тем более России, - как полагают эксперты, крайне мала. Как отмечают специалисты, Китай не может поставить современное оружие, способное противостоять вооружению Израиля, а к российскому оружию могут обратиться только "обиженные" Соединенными Штатами, которые в большинстве своем и без того задолжали гигантские суммы России.
Вряд ли и сами арабские государства заинтересованы в полном прекращении поставок топлива на международный рынок. Как полагают эксперты, им интересны высокие цены на нефть, но не отсутствие спроса на нее. Не случайно вчера появилась информация о том, что уже сегодня в Египте может состояться встреча глав государств Ближнего Востока и представителей крупнейших мировых держав для обсуждения ситуации в регионе.
Не столь однозначна позиция и России, экономика которой, как ни цинично это будет звучать, заинтересована в постоянном тлении конфликта между США и ОПЕК, основными членами которой являются поставщики нефти с Ближнего Востока. С одной стороны, российскому бюджету выгодны высокие цены на нефть. Они не только позволяют поддерживать стабильность бюджета, но и помогают решать некоторые внешнеполитические проблемы. Возможно, именно поэтому уже сейчас можно наблюдать некоторое смягчение тона высказываний в отношении политики России в Чечне.
С другой стороны, если цены на нефть поднимутся слишком высоко, то финансовая стабильность в нашей стране может быть нарушена. Для покупки валюты Центральному банку придется эмитировать слишком много рублей, что может раскрутить маховик инфляции в полную силу. И тогда все положительные тенденции, которые сейчас наблюдаются в нашей экономике, будут сведены на нет. Впрочем, эти опасения отпадут, если Центробанк пойдет на отмену или снижение нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами.