0
2798
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Россия и ее стратегические партнеры в Европе

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова - Центр европейской интеграции ИМЭМО РАН.

Тэги: россия


В КОНЦЕПЦИИ внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений России с Европейским союзом, а также констатируется "влияние интеграционных процессов в ЕС на динамику ситуации в Европе": "Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС". Положение столь же правильное, сколько не говорящее ничего по сути.

Вместе с тем, учитывая сегодняшнее осторожное, если не сказать настороженное, отношение России к процессам расширения и углубления интеграции ЕС, особенно в военно-политической сфере, именно двусторонние отношения России со странами ЕС сегодня приобретают особое значение и для "динамики ситуации в Европе", и для места России в европейской политике. Пожалуй, сегодня нет стран в ЕС, которые были бы не важны для России. Это подтверждается и растущей активностью стран, исторически не принадлежащих к ядру ЕС (динамичное и инициативное председательство в ЕС Финляндии и Португалии), и огромным потенциалом отдельных стран Европейского союза в решении проблем безопасности и на южных рубежах Европы (Италия, Испания, Греция), и в Балтийском регионе (Финляндия, Швеция, Дания). Однако, признавая важность для России всех без исключения стран - членов ЕС, следует особо выделить три европейские державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие ключевую роль в Европе.

Падение Берлинской стены, распад СССР и как следствие появление новой объединенной Германии и новой постсоветской России - два важнейших явления в современной европейской истории. Явления, несомненно, разнопорядковые и сопоставимые лишь по их значению для будущего Европы. Приветствуя объединение Германии, ознаменовавшее конец раскола Европы, ЕС и его страны-члены тем не менее не могли оставаться равнодушными к тому, как это событие может повлиять на национальную психологию Германии и ее будущую роль в Европе. Это нашло отражение в многочисленных академических дискуссиях на тему "Германизация Европы или европеизация Германии?". Прошедшее десятилетие дало ответ на этот вопрос. Германия, демократическое и экономически процветающее государство, неотъемлемая часть объединяющейся Европы и один из моторов европейской интеграции. Тем не менее и сегодня остается открытым вопрос о соответствии экономической мощи Германии ее политической роли в Европе, о жизнеспособности традиционной модели отношений между Германией и ее ближайшими западными партнерами - через признание политического лидерства Франции в ЕС и американского - в НАТО. "Поправение" Австрии столкнуло Европу с опасностью национализма, самого губительного явления для будущего интеграции, причем не в посткоммунистических странах, а в самой благополучной части Европы. И наконец, в Германии, как и в других европейских странах, уходит с политической сцены старое поколение "осторожных политиков", навсегда отмеченное прошлой войной и сформировавшееся в период трудного послевоенного переустройства Европы.

Появление независимой России, вставшей на путь сложных и весьма противоречивых внутренних преобразований, неизбежно ставило перед Европой вопросы о необратимости начавшихся реформ, о предсказуемости России в международных делах, что и по сей день остается предметом обеспокоенности европейских политиков. При всей непохожести сегодняшней России и сегодняшней Германии есть нечто общее, что объединяет эти две страны, - масштаб и трагическое прошлое. Может быть, именно в силу этих факторов политическое руководство Германии понимает российские проблемы и комплексы лучше, чем лидеры других европейских государств. Но одновременно именно эти факторы и сегодня являются серьезным препятствием для установления "особых отношений" между Германией и Россией. В этом заключается один из парадоксов российско-германских отношений. С одной стороны, российско-германское политическое партнерство - необходимое условие европейской стабильности, с другой - это партнерство должно вписываться в контекст многостороннего сотрудничества в Европе. Найти правильный баланс между этими двумя императивами - одна из задач российской внешней политики в Европе. Чрезмерное сближение России и Германии будет неизбежно вызывать обеспокоенность в Европе и негативно сказываться как на развитии интеграции в ЕС, так и на интеграции России в европейские процессы.

Франция как главный и последовательный носитель исторической идеи "единой Европы от Атлантики до Урала" и ограничения американского доминирования в Европе объективно является главным европейским партнером России. Однако, несмотря на то что интересы Франции и России практически совпадают, уровень двусторонних политических отношений остается невысоким и не соответствует их потенциалу.

В ельцинский период российская внешняя политика в Европе имела ярко выраженный персонифицированный характер. Отношения между Россией и ведущими странами Западной Европы, в том числе и с Францией, строились на личных дружеских связях между Ельциным и лидерами европейских государств. Уход Ельцина с политической сцены со всей очевидностью показал, что они развивались по инерции, используя капитал прежних лет. Именно по этим причинам сегодня любой инцидент или конфликт частного характера, как это было с парусником "Седов", сразу же вырастает до масштабов межгосударственного и требует вмешательства на самом высшем уровне. Вместе с тем не кто иной, как Франция является сегодня естественным союзником России. В свое время Франция сыграла решающую роль в интеграции Германии в Европу, без чего была бы невозможна сама европейская интеграция. Сегодня качественный сдвиг в российско-французских отношениях является залогом реального включения России в общеевропейские процессы.

Великобритания, традиционно связывающая свое участие в интеграционных процессах в ЕС с неразрывностью атлантического сотрудничества между европейскими союзниками и США, является для России главным европейским партнером на евроатлантическом направлении. Спустя год после кризиса в Косово стало очевидно, что нормализация отношений с НАТО является необходимым условием для активизации отношений России с Европейским союзом. Надежды на то, что сотрудничество России и ЕС вытянет отношения России и Запада из создавшегося тупика, не оправдались. И дело не только в том, что повестка дня ЕС перегружена собственными проблемами, просто в очередной раз интересы традиционной атлантической солидарности оказались важнее интересов европейского строительства.

Разумеется, нормализация отношений с НАТО требует прежде всего пересмотра натовской политики в отношении России. Перемены в руководстве НАТО дают надежду на то, что прежний курс пренебрежительного и формального отношения к партнерству с Россией может быть изменен. И здесь представляется особенно важным использовать потенциал двусторонних отношений России с европейскими союзниками США, и прежде всего с Великобританией. Британское руководство, традиционно опасающееся ослабления роли НАТО в сфере обеспечения европейской безопасности, заинтересовано в подключении России к евроатлантическому сотрудничеству.

Необходимость активизации диалога России с НАТО объективно диктуется опасностью новых кризисов в отношениях России и Запада, которые могут возникнуть в самом ближайшем будущем. Первый кризис может быть вызван новым развитием ситуации в Югославии, в случае отделения Черногории, а вслед за этим и Косово, поскольку резолюция Совета Безопасности ООН # 1244 относится к Югославии в ее нынешних границах. Опасность нового распада Югославии поставила бы нового президента Воислава Коштуницу перед необходимостью либо предпринимать непопулярные с точки зрения Запада меры, либо просто лишила бы его президентского кресла, поскольку место президента Сербии уже занято. В любом случае угроза распада Югославии может столкнуть Россию и Запад. Второй кризис неизбежно возникнет в связи с расширением НАТО на страны Балтии, если это решение не будет заморожено. Взамен нового расширения Атлантического союза Россия и НАТО могли бы предоставить странам Балтии общие гарантии безопасности. И наконец, третий кризис может возникнуть в связи с решением новой администрации США пересмотра в одностороннем порядке Договора по ПРО. Это решение затронуло бы интересы не только России, но и европейских союзников США, нарушив принцип равной безопасности.

Россия, переосмысливающая сегодня свой десятилетний опыт сотрудничества с Западом, склонна занимать выжидательную позицию по отношению к своему партнерству и с ЕС, и с НАТО, ограничиваясь тактикой малых шагов. Реакция, во многом понятная после косовского кризиса. Вместе с тем затянувшаяся пауза создает опасность самоотстранения России от магистральных путей европейского развития. Эффективное развитие двустороннего сотрудничества России с европейскими партнерами, основанное на четком понимании приоритетов российской внешней политики, - залог преодоления угрозы как изоляции, так и самоизоляции России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости