В КОНЦЕПЦИИ внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений России с Европейским союзом, а также констатируется "влияние интеграционных процессов в ЕС на динамику ситуации в Европе": "Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС". Положение столь же правильное, сколько не говорящее ничего по сути.
Вместе с тем, учитывая сегодняшнее осторожное, если не сказать настороженное, отношение России к процессам расширения и углубления интеграции ЕС, особенно в военно-политической сфере, именно двусторонние отношения России со странами ЕС сегодня приобретают особое значение и для "динамики ситуации в Европе", и для места России в европейской политике. Пожалуй, сегодня нет стран в ЕС, которые были бы не важны для России. Это подтверждается и растущей активностью стран, исторически не принадлежащих к ядру ЕС (динамичное и инициативное председательство в ЕС Финляндии и Португалии), и огромным потенциалом отдельных стран Европейского союза в решении проблем безопасности и на южных рубежах Европы (Италия, Испания, Греция), и в Балтийском регионе (Финляндия, Швеция, Дания). Однако, признавая важность для России всех без исключения стран - членов ЕС, следует особо выделить три европейские державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие ключевую роль в Европе.
Падение Берлинской стены, распад СССР и как следствие появление новой объединенной Германии и новой постсоветской России - два важнейших явления в современной европейской истории. Явления, несомненно, разнопорядковые и сопоставимые лишь по их значению для будущего Европы. Приветствуя объединение Германии, ознаменовавшее конец раскола Европы, ЕС и его страны-члены тем не менее не могли оставаться равнодушными к тому, как это событие может повлиять на национальную психологию Германии и ее будущую роль в Европе. Это нашло отражение в многочисленных академических дискуссиях на тему "Германизация Европы или европеизация Германии?". Прошедшее десятилетие дало ответ на этот вопрос. Германия, демократическое и экономически процветающее государство, неотъемлемая часть объединяющейся Европы и один из моторов европейской интеграции. Тем не менее и сегодня остается открытым вопрос о соответствии экономической мощи Германии ее политической роли в Европе, о жизнеспособности традиционной модели отношений между Германией и ее ближайшими западными партнерами - через признание политического лидерства Франции в ЕС и американского - в НАТО. "Поправение" Австрии столкнуло Европу с опасностью национализма, самого губительного явления для будущего интеграции, причем не в посткоммунистических странах, а в самой благополучной части Европы. И наконец, в Германии, как и в других европейских странах, уходит с политической сцены старое поколение "осторожных политиков", навсегда отмеченное прошлой войной и сформировавшееся в период трудного послевоенного переустройства Европы.
Появление независимой России, вставшей на путь сложных и весьма противоречивых внутренних преобразований, неизбежно ставило перед Европой вопросы о необратимости начавшихся реформ, о предсказуемости России в международных делах, что и по сей день остается предметом обеспокоенности европейских политиков. При всей непохожести сегодняшней России и сегодняшней Германии есть нечто общее, что объединяет эти две страны, - масштаб и трагическое прошлое. Может быть, именно в силу этих факторов политическое руководство Германии понимает российские проблемы и комплексы лучше, чем лидеры других европейских государств. Но одновременно именно эти факторы и сегодня являются серьезным препятствием для установления "особых отношений" между Германией и Россией. В этом заключается один из парадоксов российско-германских отношений. С одной стороны, российско-германское политическое партнерство - необходимое условие европейской стабильности, с другой - это партнерство должно вписываться в контекст многостороннего сотрудничества в Европе. Найти правильный баланс между этими двумя императивами - одна из задач российской внешней политики в Европе. Чрезмерное сближение России и Германии будет неизбежно вызывать обеспокоенность в Европе и негативно сказываться как на развитии интеграции в ЕС, так и на интеграции России в европейские процессы.
Франция как главный и последовательный носитель исторической идеи "единой Европы от Атлантики до Урала" и ограничения американского доминирования в Европе объективно является главным европейским партнером России. Однако, несмотря на то что интересы Франции и России практически совпадают, уровень двусторонних политических отношений остается невысоким и не соответствует их потенциалу.
В ельцинский период российская внешняя политика в Европе имела ярко выраженный персонифицированный характер. Отношения между Россией и ведущими странами Западной Европы, в том числе и с Францией, строились на личных дружеских связях между Ельциным и лидерами европейских государств. Уход Ельцина с политической сцены со всей очевидностью показал, что они развивались по инерции, используя капитал прежних лет. Именно по этим причинам сегодня любой инцидент или конфликт частного характера, как это было с парусником "Седов", сразу же вырастает до масштабов межгосударственного и требует вмешательства на самом высшем уровне. Вместе с тем не кто иной, как Франция является сегодня естественным союзником России. В свое время Франция сыграла решающую роль в интеграции Германии в Европу, без чего была бы невозможна сама европейская интеграция. Сегодня качественный сдвиг в российско-французских отношениях является залогом реального включения России в общеевропейские процессы.
Великобритания, традиционно связывающая свое участие в интеграционных процессах в ЕС с неразрывностью атлантического сотрудничества между европейскими союзниками и США, является для России главным европейским партнером на евроатлантическом направлении. Спустя год после кризиса в Косово стало очевидно, что нормализация отношений с НАТО является необходимым условием для активизации отношений России с Европейским союзом. Надежды на то, что сотрудничество России и ЕС вытянет отношения России и Запада из создавшегося тупика, не оправдались. И дело не только в том, что повестка дня ЕС перегружена собственными проблемами, просто в очередной раз интересы традиционной атлантической солидарности оказались важнее интересов европейского строительства.
Разумеется, нормализация отношений с НАТО требует прежде всего пересмотра натовской политики в отношении России. Перемены в руководстве НАТО дают надежду на то, что прежний курс пренебрежительного и формального отношения к партнерству с Россией может быть изменен. И здесь представляется особенно важным использовать потенциал двусторонних отношений России с европейскими союзниками США, и прежде всего с Великобританией. Британское руководство, традиционно опасающееся ослабления роли НАТО в сфере обеспечения европейской безопасности, заинтересовано в подключении России к евроатлантическому сотрудничеству.
Необходимость активизации диалога России с НАТО объективно диктуется опасностью новых кризисов в отношениях России и Запада, которые могут возникнуть в самом ближайшем будущем. Первый кризис может быть вызван новым развитием ситуации в Югославии, в случае отделения Черногории, а вслед за этим и Косово, поскольку резолюция Совета Безопасности ООН # 1244 относится к Югославии в ее нынешних границах. Опасность нового распада Югославии поставила бы нового президента Воислава Коштуницу перед необходимостью либо предпринимать непопулярные с точки зрения Запада меры, либо просто лишила бы его президентского кресла, поскольку место президента Сербии уже занято. В любом случае угроза распада Югославии может столкнуть Россию и Запад. Второй кризис неизбежно возникнет в связи с расширением НАТО на страны Балтии, если это решение не будет заморожено. Взамен нового расширения Атлантического союза Россия и НАТО могли бы предоставить странам Балтии общие гарантии безопасности. И наконец, третий кризис может возникнуть в связи с решением новой администрации США пересмотра в одностороннем порядке Договора по ПРО. Это решение затронуло бы интересы не только России, но и европейских союзников США, нарушив принцип равной безопасности.
Россия, переосмысливающая сегодня свой десятилетний опыт сотрудничества с Западом, склонна занимать выжидательную позицию по отношению к своему партнерству и с ЕС, и с НАТО, ограничиваясь тактикой малых шагов. Реакция, во многом понятная после косовского кризиса. Вместе с тем затянувшаяся пауза создает опасность самоотстранения России от магистральных путей европейского развития. Эффективное развитие двустороннего сотрудничества России с европейскими партнерами, основанное на четком понимании приоритетов российской внешней политики, - залог преодоления угрозы как изоляции, так и самоизоляции России.