ПРОХОДЯЩАЯ в Москве конференция руководителей пенитенциарных ведомств стран СНГ неожиданно показала, что в среде российских правоохранительных органов не только готовы к широкомасштабной судебно-правовой реформе, но и вполне могут ее активизировать. Значительная часть служителей российской юстиции настаивает на коренном пересмотре принципов карательной политики ради более гуманного обращения с подследственными и заключенными. Так, замминистра юстиции Юрий Калинин полагает, что "сегодня избыточное количество людей содержится у нас как в следственных изоляторах, так и в местах лишения свободы". Как заявил Калинин, Минюст также готов активно поддерживать законопроект, содержащий 59 поправок в действующее законодательство (в основном в УК и УПК). А представитель Следственного комитета при МВД РФ Иван Попов вчера озвучил позицию своего ведомства, которое может предложить конкретные меры по реформированию законодательства, направленные на сокращение процессуальных сроков. Кроме того, продолжаются совещания рабочей группы при думском комитете по законодательству (ее деятельность координирует депутат фракции "ЯБЛОКО" Елена Мизулина), куда входят представители от каждого правоохранительного ведомства, вырабатывающие консолидированную позицию правоохранительных ведомств по введению в действие нового варианта УПК РФ.
Правда, нынешний правоохранительный гуманизм отчасти вызван и сугубо экономическими соображениями: государству просто не по карману решить проблему колоссального переполнения тюрем и СИЗО с помощью массового строительства тюрем и следственных изоляторов. Например, будет ограничено применение такой жесткой меры пресечения, как взятие под стражу. Предполагается также ускорить и судопроизводство, законодательно введя обязательные сроки рассмотрения уголовных дел в судах, что позволило бы значительно ускорить прохождение дел. Тем более что бюджет 2001 года автоматически предполагает существенные вливания именно в сферу судопроизводства (например, введение административных судов).
Статистика гласит, что в 987 учреждениях российской пенитенциарной системы содержатся около 950 тыс. осужденных. Если законопроект о 59 поправках успешно минует второе чтение в Госдуме (а этого следует ожидать в ноябре-декабре), то в будущем году станет возможным пересмотр текущих дел, отмена санкций и пересмотр сроков по завершенным делам. Так, если по части 2 ст. 58 УК срок наказания за кражу будет сокращен с шести лет до четырех, то преступление будет автоматически выведено из категории "тяжких". Соответственно, для заключенных, отбывающих срок по этой статье, изменятся и сроки условно-досрочного освобождения, сроки перевода из колонии на поселение и т.д. По мнению Юрия Калинина, курирующего систему ГУИН, в результате декриминализации статей могут быть изменены условия содержания под стражей для 200-250 тыс. человек. По словам замминистра, подобная реформа по масштабам фактически сопоставима с внеочередной амнистией.