Геннадий Зюганов выбирает "единую газету".
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
НЕПРЕМЕННЫМ атрибутом оппозиции, а КПРФ относит себя именно к таковой, является существование информационной трибуны - одного или нескольких СМИ. В тезисах, выдвинутых для обсуждения к VII съезду партии, проблема создания информационно-пропагандистского комплекса, который мог бы "подорвать информационную монополию режима", занимает значительный объем. Плюсы формирования коммунистического медиахолдинга более чем очевидны: тут и возможность привлечь более молодые силы в партию, и пропагандистская раскрутка организации в предвыборный период, и способ давления на правящие круги. Но есть и существенный минус: финансовое положение КПРФ позволяет ей сделать только одну попытку, и она обязательно должна оказаться удачной.
Наиболее перспективным и простым для КПРФ было бы создание единой газеты на базе уже существующих "Завтра", "Правды" и "Советской России". Александр Кравец, секретарь ЦК по идеологии, заявляет, что он сторонник концентрации информационных ресурсов, но считает, что процесс этот ускорять ни в коем случае нельзя, чтобы не потерять существующую систему печати. По уверениям Кравца, сейчас у коммунистов фактически есть альтернативная система распространения периодических изданий: через первичные организации, которая сориентирована на постоянных подписчиков, а не на розничную продажу. Коммунистическая пресса обходится практически без рекламы, даже система объявлений в региональной печати бесплатная. Источники "НГ" полагают, что появление объединенной коммунистической газеты может быть возможно в рамках ближайшей к КПРФ структуры - в Народно-патриотическом союзе. Идею создания единой общефедеральной оппозиционной газеты, платформа которой скрепила бы многочисленных союзников, предлагал еще в 1995 г. Алексей Подберезкин. А сейчас в коммунистической среде упорно ходят слухи о новом курсе председателя исполкома НПСР Геннадия Семигина, который вполне мог бы претендовать на роль идеолога объединенной оппозиционной газеты.
Есть у КПРФ и собственное информационное агентство, но пока оно, по сути, является системой внутреннего информирования в рамках партии, и требуются колоссальные денежные вливания, чтобы превратить его в реальное средство массовой информации. Хотя у партии есть возможность сэкономить на региональной корсети, поскольку коммунисты могут возложить эти задачи на "первички".
На майском пленуме Геннадий Зюганов помечтал о том, чтобы, учредив на паях межрегиональный банк для обслуживания бюджетных и внебюджетных счетов 15-20 "красных" регионов, "образовать межрегиональную телерадиокомпанию или купить общероссийский телеканал". Но у коммунистов пока нет средств даже на небольшую кабельную телесеть, причем здесь КПРФ никак не может использовать свой организационный ресурс в регионах.
Однако недавно в политической элите появились сведения, что исполнительная власть якобы готова предоставить КПРФ дополнительное эфирное время в обмен на демонстрацию лояльности по ряду внутриполитических вопросов. Но источники "НГ" полагают, что такое предложение вряд ли может привлечь руководство КПРФ. Ведь эпоха информационной блокады Компартии на ТВ (1993-1996 гг.) давно миновала. А в рейтингах по частоте появления в телеэфире Геннадий Зюганов лишь немногим уступает, по мнению экспертов "НГ", представителям правых партий и объединений. Более того, Александр Кравец откровенно признается, что сейчас "интересы оппозиции и частных СМИ совпадают" (особенно в процессе противостояния политике нынешнего главы Минпечати), и для КПРФ чрезвычайно выгодно существование именно негосударственных телеканалов. Так что сохранение статус-кво в отношениях с ТВ было бы очень удобно как для партии в целом, так и для Геннадия Зюганова в частности. Пока он в единственном числе на телеэкранах пытается вести свой электорат, у его соперников внутри партии остается довольно мало возможностей для альтернативной раскрутки.