ДВЕ ПРЕДЫДУЩИЕ статьи вызвали неожиданный интерес и неожиданные вопросы - чаще всего: что вы имели в виду, почему автор "прикололся" к Павловскому, Лесина (бывший начальник PR-службы президента) небось не трогает, и, наконец, от кого надо защищать Владимира Путина.
Еще на один вопрос, не себя ли автор предлагает в советники, отвечаю однозначно: нет, у меня другая работа, и она мне нравится. Кстати, меня и не зовут.
На первый вопрос, отметая известный грубый ответ, скажу сравнительно мягко: читайте медленно и дважды... К Павловскому я не прикалываюсь, а говорю о его крайне неудачных выступлениях в СМИ. Что г-н Павловский делает и думает в области политпиара, не знаю - сужу, повторяю, по официальным выступлениям. Критиковать Лесина как пиаровца считаю делом абсолютно недостойным - он показал себя в этом деле сам, а лежачего на Руси не бьют!
Как Михаил Юрьевич руководил PR-службой президента, не знаю. Чем меньше руководил, тем лучше. Я, кстати, об этом писал в "НГ" в той же любимой и единственной рубрике "Карт-бланш".
Самый главный вопрос - от кого защищать Владимира Путина? Очень даже есть от кого.
Поводом снова был "Глас народа", который с каждой пятницей все уверенней и симпатичней проводит Светлана Сорокина.
Напомню предмет "Гласа...": Санкт-Петербургское отделение "Единства" выпустило тиражом 10 тыс. экз. замечательную книжку о правах ребенка. Полезность и необходимость подобного издания не вызывали сомнений, и попытки говорить о самой книжке Светлана мило, но непреклонно пресекала. Вопрос был в другом: под обложкой помещены биография и несколько портретов президента Путина.
По этой причине предметом обсуждения стали сотворение кумиров, недопустимость идеологического воздействия на детей, право партии на идеологическую деятельность, в том числе в школе. И, наконец, полезна ли эта, как можно было понять, инициатива питерцев их любимому земляку - Владимиру Путину?
Как это обычно и бывает, никакой истины, тем более общей, в споре не родилось, были высказаны разные умные (Асмолов, Черкизов) и не такие умные (большинство участников) суждения, никак не объединенные.
Дело действительно не простое. А очень простое. Но для оценки надо выйти из студии - и физически, и мысленно. Только так можно оценить общественные последствия того, что произошло. Не волнуйтесь, уважаемый читатель, я не забыл о защите Путина. Итак, региональное отделение "Единства" в полном соответствии с пиаровской теорией "эвентологии" (термин А.Щербакова) поместило пропагандистскую информацию о Владимире Путине под обложкой массового издания для детей. Идеологическая акция налицо.
Спрашивается, имеет ли право партия проводить пропагандистские акции? Ответ однозначно положительный: любая политическая партия для достижения своих целей обязана проводить такие акции, используя все доступные способы.
Да и цели вполне ясны. Любая партия, даже этимологически, есть часть общества, которая хочет встать над обществом, т.е. получить власть. Можно мягче - стать правящей партией. Если некоторая организация в этом не признается, это значит, что она либо еще не стала партией, либо лицемерит, либо у руководства проблемы с головой.
"Единство" нельзя обвинить в лицемерии: она (партия) искренне считает себя правящей, намерена это место закреплять и усиливать. Реальное место во власти и шансы мы не обсуждаем - это предмет другой науки, полузабытой стариками и неведомой политической молодежи.
А что же общество? Оно что, должно спокойно смотреть, как зловредные части (партии) пытаются встать над ним, затуманить мозги детям и вообще соблазнить малых сих идеологией. Ведь идеология, как учили классики, есть ложное сознание, т.е. она заведомо и целенаправленно искажает жизнь?
Ответ понятен. Общество должно с партийной идеологией бороться. Наше незрелое гражданское общество в массе своей додумалось, что наиболее зловредна и опасна единственная идеология, тем более единственно верная. Общество интуитивно ощущает, что несколько идеологий - это не так опасно, хотя тоже противно. Общество, опять же в большинстве своем, инстинктивно оберегает от идеологии детей. От любой идеологии. И это правильно. Общество пытается уберечь от идеологии госструктуры - не очень успешно. Еще опаснее идеология в силовых структурах - в идеале их идеологией может быть только Закон.
Без особой натяжки можно сказать, что демократическая идея в идеальном виде, это в том числе и защита гражданского общества от идеологической и властной экспансии партий.
Значит ли все вышеизложенное, что автор поддерживает акцию питерских "заединщиков"? Ни в коем случае! Но оценка, смею сказать, профессиональная, будет совсем другой, предусматривающей отстранение (термин В.Шкловского) от ситуации.
Судите сами. Книжка вышла тиражом в 10 тыс. экз. Часть тиража попадет в библиотеки, немалая часть - учителям, детским работникам. Часть - родителям, и немало из них сделают так, чтобы дети эту немало опасную для всевластия взрослых книжку не увидели. Дай бог, если до детей дойдет 2-3 тыс. экз., дай бог, чтобы это были книжные, а не компьютерные дети и т.п. Эффект тиража для увеличения престижа Путина среди детей в России ничтожен. Увеличение тиража в 10, 100, 100 000 раз тоже не дало бы значимого эффекта, и это тоже можно легко доказать.
Но были другие последствия - например, инициированная этим случаем передача "Глас народа" - ответная реакция общества на идеологическую инъекцию. Ее посмотрят миллионы, если не десятки миллионов людей по всей России. Они не читали нашу замечательную книжку и не скоро прочтут. Они услышали и увидели, как строго Светлана Сорокина выговаривала представителю питерского "Единства" и как он неубедительно оправдывался, они слышали как всегда яркое выступление Александра Асмолова, который убедительно и справедливо говорил о тех опасностях, которые несет обществу идеология. И непривычно серьезно говорил Григорий Остер, недвусмысленно объясняя, какую поистине "медвежью" услугу оказали президенту его земляки из Питера и сторонники из "Единства".
Что касается издателя, который точно хотел как лучше (ох уж эта фраза!) и для которого главное было издать книгу, т.е. найти деньги, то он, разумеется, не думал о пиаровских последствиях. Разумеется, никакой его вины, вольной или невольной, нет. Он издатель и должен выпустить книгу.
Что касается идеологов "Единства"... или пиаровцев "Единства"... Люди как люди. И испортил их не проклятый квартирный вопрос, а оглушительная победа в декабре. А еще не завоеванная, а подаренная близость к власти.
В молодости один мой старший приятель, очень успешный "ходок", объяснил мне, "молодому бойцу", что красивую женщину не очень трудно завоевать, куда труднее удержать. Политическая победа - слово женского рода.
И о защите Путина. Извините за малоуместную сегодня глубоководную тему, но быстрый подъем чреват кессонной болезнью. Сам президент справляется, и его обсуждать не считаю нужным. Речь идет о команде, о тех, кто поднялся вместе с президентом. Все симптомы налицо - кровь кипит. Но есть надежда на выздоровление.
Много опасней те, "кто раньше с нею был" (с властью), - на них надежды нет. От этих "друзей и доброжелателей" общество не может защитить Владимира Путина. Парадокс - общество верит президенту и не верит его окружению - знаменитые кремлевские политтехнологи не могут исправить собственный негативный имидж. Снова решение за президентом. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих - давний русский архетип.