ВЧЕРА ЦИК представил доклад "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". Очевидно, ЦИК, не раз получавший упреки в свой адрес в период ведения избирательных кампаний 1999-2000 годов зачастую только потому, что существующее законодательство порой просто не давало четкого определения, как действовать в той или иной ситуации, решил четко регламентировать каждый этап предвыборной гонки, а также прописать полномочия Центр- избиркома более детально.
Доклад и впрямь фактически представляет собой стратегию развития избирательного законодательства на несколько лет вперед. Уже сейчас, руководствуясь документом, можно увидеть и основные приоритеты предстоящей реформы. К примеру, одна из первых глав посвящена выборам парламента Союзного государства России и Белоруссии. В ней изложены рекомендации по разработке закона о выборах совместного парламента, а также обозначены шаги по обновлению ряда существующих российских правовых актов, приведению их в соответствие с новыми законодательными реалиями. Еще одним важнейшим пунктом документа является вопрос определения правового статуса политических партий. Председатель ЦИК не раз заявлял о том, что без разработки и принятия закона о партиях сама идея реформы избирательного законодательства не имеет смысла.
Между тем ЦИК не предлагает менять саму систему выборов в Госдуму. В документе отмечается, что предложения по реформе (переход на мажоритарную систему, реформа смешанной системы) мотивируются необходимостью "раскрытия" списков кандидатов, а также тем, что ныне существующая избирательная система "не соответствует роли и месту современных политических объединений в политической жизни общества". Однако, считают в ЦИК, применяемая в данный момент система выборов прошла проверку на конституционность и позволяет отражать электоральные предпочтения граждан России.
То есть реформы Госдумы в чистом виде не будет. Зато будет разработан закон о партиях, принятие которого фактически сможет этому поспособствовать. В частности, новый законопроект предусматривает более прозрачную процедуру выдвижения на выборах партийных кандидатов, более открытый процесс финансирования партий. А сами партии "должны приобрести общероссийский масштаб". То есть партиями будут признаны те объединения, численность которых составляет на менее 10 тыс. человек, при этом региональные отделения партий должны быть открыты более чем в половине субъектов РФ, и в них должно состоять не менее 200 членов. В результате количество партий, которых на сегодня насчитывается около 180, к следующим парламентским выборам "уменьшится на порядок". По словам председателя ЦИК, документ может быть внесен президентом до конца этого года.
Как известно, основное количество судебных исков к Центр-избиркому в период прошедших избирательных кампаний было вызвано тем фактом, что в законодательстве не было четкого определения критериев существенной и несущественной недостоверности предоставляемых кандидатами сведений. В докладе обозначена необходимость уточнения вышеперечисленных критериев. Однако наиболее интересен пункт документа, повествующий об информационном обеспечении избирательных кампаний, точнее, "отпору организаторам информационных войн". Спустя десять месяцев Центризбирком наконец официально признал факт их ведения в период думской кампании, хотя до этого информационные войны ЦИК предпочитал не комментировать. Так, в документе отмечается, что действующее законодательство оперирует в основном понятием "предвыборная агитация" и регулирует порядок ее проведения. Хотя, говорится в докладе, рамки этого понятия узки для того, чтобы описать и отрегулировать все информационные процессы. Для этого, считает ЦИК, закон должен содержать четкое разграничение понятий агитационной и иной информационной деятельности в ходе избирательной кампании. В частности, предлагается предъявлять к информации, распространяемой в форме агитации, требования достоверности. Основываясь на практике думской и президентской кампании, сделан вывод, что в реальности СМИ стремились выступать в поддержку лишь одного кандидата. Именно поэтому ЦИК рекомендует внести в закон нормы, отделяющие законную информационную деятельность СМИ от незаконной, информацию - от комментария. В качестве критерия предлагается использовать преобладание информации о каком-либо кандидате в сочетании с целенаправленно позитивными либо негативными комментариями к этой информации. Нетрудно понять, что законодательно обозначить подобные критерии будет чрезвычайно сложно, однако тот факт, что ЦИК наконец признал факт существования "черного пиара" и предпринял первую попытку с ним бороться, уже можно воспринимать как шаг вперед.