- АЛЕКСАНДР АЛЬБЕРТОВИЧ, какова позиция Центризбиркома относительно возможности баллотироваться губернаторам на третий срок? Будет ли ЦИК принимать решение по этому вопросу?
- Вы чувствуете даже по разноголосице, которая идет по отношению к возможности применения ограничения третьего срока избрания главы исполнительной власти регионов, что единого мнения до сих пор нет. И чтобы разного понимания решения этого вопроса не было, законодатель должен внести ясность. Уточнения могут быть разные, и теоретически существует три варианта. Вариант первый - вообще ничего не делать. Тогда спорность понимания переходного периода - распространяется ли он на тех, кто баллотируется на третий срок, или нет, сохранится. Причем в каждой отдельной ситуации нужно будет смотреть Конституцию, устав субъекта Российской Федерации. Вариант второй - взять и вообще убрать всякое ограничение. И вариант третий - сказать, что применение закона начинается с такого-то срока. Например, есть предложение начинать отсчет с октября 1999 года, и это будет считаться первым сроком для тех, кто был избран по состоянию на эту дату. Какой из этих вариантов выберет законодатель - посмотрим. ЦИК в данном случае выступает как правоприменительный орган. И мы будем применять закон, который будет действовать.
- Вы сказали, что существует возможность обратиться в Конституционный суд по поводу проверки на конституционность результатов президентских выборов, в которых Минтимер Шаймиев, видимо, все-таки будет принимать участие. Какие основания для этого есть у ЦИК? Ведь в Основном законе не прописано, на какое количество сроков должен избираться глава региона, это регламентируется лишь для президента России.
- Когда я говорил о возможности обращения в Конституционный суд, я не имел в виду обращение от имени Центризбиркома. Я говорил, что по предмету этого спора существует такая возможность для лиц, которые будут не удовлетворены и не согласны с той или иной позицией. В то же время в Конституции предусмотрено, что вопросы организации органов государственной власти субъектов РФ - это предмет компетенции Центра и субъекта Российской Федерации - вопросы совместной компетенции, и регулируются они соответствующим федеральным законом.
- И все-таки что вы лично как юрист думаете по поводу проблемы третьего срока?
- Я думаю, что втягиваться в дискуссию - насколько это целесообразно или нецелесообразно - не нужно. Это уже вопрос политический. А мы в политику не играем.
- Может быть, вы сами готовите какие-нибудь поправки к Закону "Об общих принципах..."?
- Я считаю, что тех поправок, которые обсуждаются в Государственной Думе, и так вполне достаточно. Вот из них наши уважаемые законодатели с учетом конкретной ситуации, с учетом того, что пришел новый состав Государственной Думы, новый президент России, и будут выбирать. А предложения Центральной избирательной комиссии будут изложены в докладе "О совершенствовании избирательного законодательства". Доклад мы представим в понедельник и надеемся, что он привлечет внимание. Что касается наиболее принципиальных вопросов, которые наверняка вызовут дискуссию, это, во-первых, позиция ЦИК, по которой мы предлагаем не изменять систему выборов депутатов Госдумы. Мы считаем, что она должна оставаться такой, какая есть. Всего в Государственной Думе должно быть 450 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, половина - по одномандатным округам. Но выдвижение партийных списков должно производиться только политическими партиями. Для этого мы и берем на себя инициативу по разработке закона о политических партиях. Без него усовершенствовать законодательство по выборам в Госдуму невозможно. Вторая тема, которая наверняка вызовет дискуссию, - вопросы предвыборной агитации. Мы предлагаем информационную деятельность от агитационной. Это мы хотим сделать на основе уроков прошедших выборных кампаний. Кроме этого, предусматривается масса механизмов для повышения ответственности участников избирательного процесса, и начнем мы с себя - с избирательных комиссий. Также мы предлагаем следующую последовательность по развитию и совершенствованию избирательного законодательства. Вчера мы провели встречу с представителями всех фракций. И достигли договоренность об объединенной работе по подготовке проекта закона о партиях, которая может быть завершена в ближайшие два месяца. Следующий шаг - изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." и изменения в закон о выборах депутатов и президента, а также ряд других законов.
- Законодательная инициатива, с которой Госсовет Татарстана намерен обратиться в российский парламент, предусматривает право назначения выборов в субъектах РФ по их усмотрению. Президент Чувашии Николай Федоров, а также ряд сенаторов тоже готовят поправки в Закон "Об общих принципах...". Будет ли ЦИК прислушиваться к мнению регионов?
- Естественно, мы прислушиваемся к регионам. Здесь есть предмет для обсуждения по результатам выборов - иногда надо пересмотреть федеральное законодательство, убрать лишнее, например обязательное создание избирательных фондов на уровне выборов в органы местного самоуправления. Но в то же время по принципиальным вопросам должны быть единые правила. Этим мы исключим возможность фальсификации результатов выборов. К примеру, не должно быть такого, что при подведении итогов выборов в Госдуму действуют одни правила, а при подведении итогов выборов губернаторов - другие. Главное сейчас - добиться, чтобы все это беспрекословно исполнялось, а кто этого делать не будет, того ждет жестокое наказание.
- Есть мнение, что особенные проблемы при приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным возникают именно с национальными республиками. Действительно ли это так, и ощущаете ли вы какое-либо особенное сопротивление с их стороны?
- Нами сделан правовой анализ избирательного законодательства субъектов Федерации. И действительно, больше всего замечаний вызывает правовая база республик. Это и требования к знанию национальных языков, и ценз оседлости, и ограничение по возрасту, и многое другое. Но мы замечаем, что сейчас субъекты гораздо внимательнее начинают относиться к нашим рекомендациям. Это обнадеживает. А для тех, кто не будет прислушиваться, действует правило - если норма закона субъекта Федерации противоречит федеральному закону, применяются нормы последнего. Что касается сопротивления, конечно, оно есть.