0
642
Газета Политика Интернет-версия

07.10.2000 00:00:00

Председатель ЦИК Александр Вешняков не хочет вмешиваться в дискуссии о третьем губернаторском сроке

Тэги: Вешняков, выборы


- АЛЕКСАНДР АЛЬБЕРТОВИЧ, какова позиция Центризбиркома относительно возможности баллотироваться губернаторам на третий срок? Будет ли ЦИК принимать решение по этому вопросу?

- Вы чувствуете даже по разноголосице, которая идет по отношению к возможности применения ограничения третьего срока избрания главы исполнительной власти регионов, что единого мнения до сих пор нет. И чтобы разного понимания решения этого вопроса не было, законодатель должен внести ясность. Уточнения могут быть разные, и теоретически существует три варианта. Вариант первый - вообще ничего не делать. Тогда спорность понимания переходного периода - распространяется ли он на тех, кто баллотируется на третий срок, или нет, сохранится. Причем в каждой отдельной ситуации нужно будет смотреть Конституцию, устав субъекта Российской Федерации. Вариант второй - взять и вообще убрать всякое ограничение. И вариант третий - сказать, что применение закона начинается с такого-то срока. Например, есть предложение начинать отсчет с октября 1999 года, и это будет считаться первым сроком для тех, кто был избран по состоянию на эту дату. Какой из этих вариантов выберет законодатель - посмотрим. ЦИК в данном случае выступает как правоприменительный орган. И мы будем применять закон, который будет действовать.

- Вы сказали, что существует возможность обратиться в Конституционный суд по поводу проверки на конституционность результатов президентских выборов, в которых Минтимер Шаймиев, видимо, все-таки будет принимать участие. Какие основания для этого есть у ЦИК? Ведь в Основном законе не прописано, на какое количество сроков должен избираться глава региона, это регламентируется лишь для президента России.

- Когда я говорил о возможности обращения в Конституционный суд, я не имел в виду обращение от имени Центризбиркома. Я говорил, что по предмету этого спора существует такая возможность для лиц, которые будут не удовлетворены и не согласны с той или иной позицией. В то же время в Конституции предусмотрено, что вопросы организации органов государственной власти субъектов РФ - это предмет компетенции Центра и субъекта Российской Федерации - вопросы совместной компетенции, и регулируются они соответствующим федеральным законом.

- И все-таки что вы лично как юрист думаете по поводу проблемы третьего срока?

- Я думаю, что втягиваться в дискуссию - насколько это целесообразно или нецелесообразно - не нужно. Это уже вопрос политический. А мы в политику не играем.

- Может быть, вы сами готовите какие-нибудь поправки к Закону "Об общих принципах..."?

- Я считаю, что тех поправок, которые обсуждаются в Государственной Думе, и так вполне достаточно. Вот из них наши уважаемые законодатели с учетом конкретной ситуации, с учетом того, что пришел новый состав Государственной Думы, новый президент России, и будут выбирать. А предложения Центральной избирательной комиссии будут изложены в докладе "О совершенствовании избирательного законодательства". Доклад мы представим в понедельник и надеемся, что он привлечет внимание. Что касается наиболее принципиальных вопросов, которые наверняка вызовут дискуссию, это, во-первых, позиция ЦИК, по которой мы предлагаем не изменять систему выборов депутатов Госдумы. Мы считаем, что она должна оставаться такой, какая есть. Всего в Государственной Думе должно быть 450 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, половина - по одномандатным округам. Но выдвижение партийных списков должно производиться только политическими партиями. Для этого мы и берем на себя инициативу по разработке закона о политических партиях. Без него усовершенствовать законодательство по выборам в Госдуму невозможно. Вторая тема, которая наверняка вызовет дискуссию, - вопросы предвыборной агитации. Мы предлагаем информационную деятельность от агитационной. Это мы хотим сделать на основе уроков прошедших выборных кампаний. Кроме этого, предусматривается масса механизмов для повышения ответственности участников избирательного процесса, и начнем мы с себя - с избирательных комиссий. Также мы предлагаем следующую последовательность по развитию и совершенствованию избирательного законодательства. Вчера мы провели встречу с представителями всех фракций. И достигли договоренность об объединенной работе по подготовке проекта закона о партиях, которая может быть завершена в ближайшие два месяца. Следующий шаг - изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." и изменения в закон о выборах депутатов и президента, а также ряд других законов.

- Законодательная инициатива, с которой Госсовет Татарстана намерен обратиться в российский парламент, предусматривает право назначения выборов в субъектах РФ по их усмотрению. Президент Чувашии Николай Федоров, а также ряд сенаторов тоже готовят поправки в Закон "Об общих принципах...". Будет ли ЦИК прислушиваться к мнению регионов?

- Естественно, мы прислушиваемся к регионам. Здесь есть предмет для обсуждения по результатам выборов - иногда надо пересмотреть федеральное законодательство, убрать лишнее, например обязательное создание избирательных фондов на уровне выборов в органы местного самоуправления. Но в то же время по принципиальным вопросам должны быть единые правила. Этим мы исключим возможность фальсификации результатов выборов. К примеру, не должно быть такого, что при подведении итогов выборов в Госдуму действуют одни правила, а при подведении итогов выборов губернаторов - другие. Главное сейчас - добиться, чтобы все это беспрекословно исполнялось, а кто этого делать не будет, того ждет жестокое наказание.

- Есть мнение, что особенные проблемы при приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным возникают именно с национальными республиками. Действительно ли это так, и ощущаете ли вы какое-либо особенное сопротивление с их стороны?

- Нами сделан правовой анализ избирательного законодательства субъектов Федерации. И действительно, больше всего замечаний вызывает правовая база республик. Это и требования к знанию национальных языков, и ценз оседлости, и ограничение по возрасту, и многое другое. Но мы замечаем, что сейчас субъекты гораздо внимательнее начинают относиться к нашим рекомендациям. Это обнадеживает. А для тех, кто не будет прислушиваться, действует правило - если норма закона субъекта Федерации противоречит федеральному закону, применяются нормы последнего. Что касается сопротивления, конечно, оно есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1582
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
986
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
708
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
974

Другие новости