В СЕНТЯБРЕ 2000 года президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. В ряде средств массовой информации выражено настороженное отношение к этому документу. Высказываются опасения возможности возврата времен тотального контроля государства во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно в информационной сфере.
Здесь прежде всего следует заметить, что информационной безопасностью в настоящий период озаботилось не только наше государство, но и мировое сообщество, что подчеркивает объективность необходимости обращения к данной проблеме.
Практически одновременно с Доктриной - 22 июля 2000 года - на совещании "восьмерки" наиболее влиятельных стран мира была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, утверждающая, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. В ней прямо указывается, что "частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах".
Необходимость правового подхода к проблемам информационной безопасности назрела давно. Многие положения, регулирующие отдельные стороны этой сферы, уже были представлены обществу в принятых без особых дискуссий нормативных правовых актах - законах Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", "О безопасности", федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", Указе президента Российской Федерации "О Концепции национальной безопасности" и других. Однако комплексно проблема безопасности применительно к информационной сфере впервые поставлена в Доктрине.
Доктрина - еще не закон, это концептуальный документ, который "представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации". Положения Доктрины впоследствии необходимо конкретизировать в нормативных актах, которые будут проверяться на соответствие Конституции, обсуждаться в Федеральном собрании и общественностью. Однако оправданно стремление уже в настоящий момент ввести в разумные рамки информационные отношения, определяемые интересами государства, общества и личности, найти компромиссные решения в вопросе удовлетворения информационных потребностей. Необходимо, чтобы не были утрачены демократические ценности, еще раз подчеркнутые в Окинавской хартии, - свободный обмен информацией и знаниями и, главное, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей, что и есть основа свободы. Задачей Доктрины является определение условий создания правового государства, в котором свобода одних не ограничивала бы свободы других. Обеспечение данного принципа государством и служит основой построения его взаимоотношений с обществом и вообще смыслом его существования. Понятно, что по своему статусу Доктрина не решает конкретных проблем. Главное, что она задает демократические параметры информационного общества, не дает возможности возврата к прошлому с его информационными ограничениями.
В Доктрине впервые сформулированы интересы России в информационной сфере и методы их достижения, определены основные угрозы. Причем особенно важно - угрозы не только государству или его органам, но гражданам, и при этом указаны пути защиты интересов именно граждан.
Доктрина служит основой создания нормативной базы в сфере информационной безопасности. Министерство юстиции Российской Федерации принимает непосредственное и активное участие в работе по подготовке предложений по совершенствованию правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработке планов законопроектной деятельности правительства, созданию соответствующих нормативных правовых актов, тесно сотрудничает с Советом безопасности и другими органами, занимающимися данной проблемой, вопросы информационной безопасности выделены как самостоятельное направление в деятельности Минюста.
Опыт посттоталитарного общества показал, что без четкого взгляда государства на информационные проблемы, без определенной государственной политики информационная сфера формируется в большой степени под влиянием потока массового сознания, зачастую стремящегося к получению примитивного информационного продукта, не требующего больших затрат энергии и времени. Известно, что то, что сложно, не встречает должного понимания в значительной части общества, но часто именно это необходимо для общественного здоровья и потому должно прививаться, даже несмотря на внутреннее сопротивление определенных групп населения. Процесс воздействия должен быть взаимным - государство обязано прислушиваться к общественному мнению и отражать его, но также должно активно участвовать в его формировании, должно отвечать за нравственное и интеллектуальное развитие каждого человека. Вся проблема в том, кто конкретно и как будет этим заниматься, как не дать этому выйти за демократические рамки. Средства массовой информации играют особую роль в решении этих вопросов. Это и должно быть предметом конструктивных обсуждений проблем в сфере информации и информационной безопасности.
Министерство юстиции России свою роль в этом процессе видит в качестве одного из правовых институтов, обеспечивающих решение проблемы информационной безопасности на строго конституционной основе.