С 2002 ГОДА в России будут существовать две параллельные пенсионные системы. Таков итог вчерашнего заседания правительства. Кроме существующей распределительной, начнет вводиться и накопительная система, о необходимости которой давно уже говорили правительственные эксперты. Это решение напрямую касается тех работающих россиян, которые родились после 1950 (мужчины) или 1955 года. Государство хочет, чтобы они сами зарабатывали себе пенсию.
Предложения Минтруда, Минэкономразвития и Пенсионного фонда (Александр Починок вчера в беседе с журналистами особо подчеркнул, что все эти ведомства выступили на заседании кабинета с единой позицией), одобренные вчера, предполагают, что в течение следующего года на каждого из этой категории работников будет открыт именной накопительный счет.
С 1 января 2002 года работодатели будут перечислять на этот счет 2% заработка работника. Эта доля будет ежегодно возрастать и к 2009 году достигнет 9%. При этом правительство утверждает, что общая нагрузка на фонд оплаты труда не возрастет, так как параллельно будет снижаться единый социальный налог. Собранные таким образом в Пенсионный фонд средства нужно будет надежно и выгодно разместить, и с 2010 года можно начать выплату первых накопленных пенсий.
Распределительные пенсии останутся, но их значение постепенно будет уменьшаться, и в перспективе они превратятся в гарантированный государством пенсионный минимум. Полноценно работать накопительная система начнет к 2025 году.
Достоинства пенсионной системы очевидны, но не менее очевидны и трудности ее внедрения в российских условиях. Неблагоприятная демографическая ситуация уже через несколько лет приведет к тому, что каждый работающий будет вынужден из своего заработка содержать одного пенсионера - традиционный способ уплаты пенсий в такой ситуации просто не сможет действовать. В то же время, если накопительная система действительно заработает, то размер пенсии будет находиться в прямой зависимости от заработка конкретного работника, а не от сложновысчитываемых коэффициентов, как это происходит сейчас. Альтернативой задуманной сейчас пенсионной реформе могло бы служить поэтапное повышение пенсий в соответствии с изменением уровня среднемесячной зарплаты по стране, которое и проводит правительство. Однако этот путь неизбежно приведет ко все большему дефициту бюджета Пенсионного фонда, который придется покрывать за счет государственных дотаций.
Что касается трудностей, то главные из них - низкие доходы населения и экономическая нестабильность. Очевидно, что граждане с низкими доходами и за 20 лет не накопят суммы, проценты с которой способны им обеспечить достойную старость. Разработчики реформы надеются, что те, кто получает большую часть зарплаты в "тени", потребуют от работодателей легализовать свои доходы. Начиная пенсионную реформу правительство довольно сильно рискует. Успешно ввести накопительную систему можно лишь при условии устойчивого экономического роста. Только развитие экономики позволит Пенсионному фонду в полном объеме платить текущие пенсии, несмотря на сокращение социального налога. Кстати, это сокращение может оказаться не очень простым делом - снижая ставку социального налога на процент в год, правительство должно будет каждый раз добиваться согласия Думы. Правда, как подчеркнул Александр Починок, правительство исходило из самого осторожного сценария развития экономики. Однако и в этом случае мировые цены на нефть будут оказывать влияние на ход пенсионной реформы в России.
Отдельная проблема - как лучше распорядиться накопленными на пенсионных счетах деньгами. Разработчики реформы оказались перед трудной задачей. Им нужно найти надежные финансовые инструменты, которые могли бы на протяжении десятилетий обеспечивать уровень доходности "заметно выше", по словам Александра Починка, инфляции. На сегодняшний день таких инструментов нет - ни ГКО, ни другие ценные бумаги не обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность. Как предлагает один из идеологов пенсионный реформы, заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, разместить пенсионные накопления следует в наиболее эффективных сегментах российской экономики. В таком случае государство фактически получит беспроцентный кредит от своих граждан - ведь деньги, поступающие на пенсионные счета самим будущим пенсионерам понадобятся лишь спустя годы, а участвовать в экономическом обороте они начнут сразу после поступления. Здесь открывается простор для применения самых разных схем. Какая из них будет опробована на практике, кабинет будет решать на своем заседании через три месяца.
Среди оперативных вопросов, решенных вчера правительством, наиболее интересным представляется принятие положения о Минэнерго, которое закрепило круг полномочий реорганизованного весной этого года министерства. В отличие от своего предшественника - Минтопэнерго ведомство Александра Гаврина больше не будет заниматься проблемами структурной перестройки и экономических реформ в ТЭКе. Напомним, что эти задачи были недавно возложены на специальную правительственную комиссию во главе с вице-премьером Виктором Христенко. Главной же задачей Минэнерго положение называет формирование предложений по энергетической политике России и реализация этой политики.