ПРАВО губернаторов выдвигать свои кандидатуры на третий срок перестало быть предметом исключительно кулуарных дискуссий. Вчера на эту тему высказался председатель Совета Федерации Егор Строев. Спикер верхней палаты парламента заявил, что он положительно относится к снятию ограничений на срок пребывания региональных лидеров у власти. "Если мы хотим иметь нормальное государство, то федеральная власть должна ограничиваться в сроках своих полномочий. Что же касается местного или регионального самоуправления, то тут стоит очень сложная проблема",- сказал глава СФ. Причины, по которым Строев заговорил о проблемах, вполне очевидны, ведь Егор Семенович как руководитель Орловской области и сам относится к числу тех, кого в современном политическом лексиконе принято называть "вечными" губернаторами.
Вопрос о третьем сроке создает проблемы не только губернаторам, но и Кремлю, не испытывающему желания еще пять лет наблюдать в Совете Федерации одни и те же лица. Правда, еще в период обсуждения президентских законопроектов Владимир Путин дал региональным лидерам надежду на то, что такой вариант вполне возможен. Теперь Центр пытается отыграть ситуацию в обратную сторону.
По сути, на сегодняшний день у Кремля есть три возможности решить эту проблему. Например, можно привлечь к ее решению Конституционный суд. Именно об этом еще на прошлой неделе говорил глава ЦИК Александр Вешняков, посчитавший возможность троекратного избрания Минтимера Шаймиева на пост президента Татарстана "антиконституционной". Правда, никакого запроса в Конституционный суд из ЦИК до сих пор не поступило.
Хотя Конституция РФ ограничивает срок исполнения полномочий главы государства, в то же время она ничего не говорит о том, как долго могут пребывать у власти губернаторы. Правда, в главе "О федеративном устройстве" Основного закона страны утверждается, что "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина" находится в исключительном ведении Федерации.
Видимо, воспользовавшись этим правом, Центр еще в 1999 году принял Федеральный закон "Об общих принципах...", в котором говорится, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на 5 лет не более двух сроков.
В то же время в успехе борьбы Центра с губернаторами на Старой площади пока, видимо, не очень уверены. Высокопоставленных экспертов смущает статья 32 Конституции о праве граждан "избирать и быть избранными", не вполне согласующаяся с законом 1999 года, который в этом случае Центру придется или менять, или дописывать. Правда, эти сомнения носят скорее политический, нежели правовой характер и могут свидетельствовать о том, что Кремль на случай проигрыша заранее готовит отступные шаги. Не случайно во власти снова стали популярными разговоры о том, что при решении вопроса о сроках нужно принимать во внимание "региональную специфику" - в каком именно субъекте Федерации действует конкретное должностное лицо.
Впрочем, при решении проблемы третьего срока Кремль по-прежнему возлагает серьезные надежды на президентские законопроекты, в частности, на возможность отставки губернаторов, нарушающих целостность российского правового пространства. Не случайно вчера представитель президента в КС Михаил Митюков заявил, что намерение сенаторов обратиться в Конституционный суд для проверки на соответствие Основному закону трех президентских законов не будет иметь никакого успеха. Это можно расценивать как своеобразное предупреждение Кремля главам регионов, которые 17 октября намерены поставить вопрос о конституционности путинского закона на заседании комитета по конституционному законодательству. Напомним, что с этой инициативой еще три месяца назад выступили президент Чувашии Николай Федоров и председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Почему об этом в Кремле вспомнили именно сейчас, вполне понятно. Если президентская администрация так и не сможет решить "проблему третьего срока" и какому-либо губернатору все же удастся стать трехкратным главой субъекта Федерации, то Центру не составит никакого труда "убрать непослушного".
Если же губернаторам все-таки удастся оспорить конституционность этого законопроекта, Кремль может потерять очень серьезный механизм воздействия на региональных лидеров. И хотя еще в период рассмотрения "путинского пакета" в Государственной Думе и Совете Федерации бытовало мнение, что к первому законопроекту ("О порядке формирования СФ...") почти нельзя придраться, эксперты утверждали, что определенные положения законопроектов "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов..." и "Об общих принципах организации местного самоуправления..." все же можно попытаться оспорить в КС с довольно высокой вероятностью выигрыша дела. К примеру, в разговоре с корреспондентом "НГ" один из экспертов заметил, что в Конституции РФ нет упоминания о праве президента отстранять от должности губернаторов и распускать законодательные собрания субъектов Федерации. Именно по этому пункту законопроект "Об общих принципах..." и мог бы быть оспорен сенаторами в Конституционном суде как наиболее опасный для членов Совета Федерации. Однако Кремль по этому поводу, видимо, пока не считает нужным волноваться, и, возможно, арбитром в противостоянии Центра и субъектов Федерации в ближайшее время станет Конституционный суд.