0
6649
Газета Политика Интернет-версия

04.10.2000 00:00:00

Вертикаль власти и горизонталь самоуправления

Левон Чахмахчян

Об авторе: Левон Хоренович Чахмахчян - исполняющий обязанности председателя Высшего совета Партии самоуправления трудящихся.

Тэги: россия, экономика


ДЕСЯТЬ лет российских реформ прошли под знаком тотального изгнания государства из экономики и других важнейших сфер общественной жизни. Но долгожданное освобождение от тоталитарных оков не укрепило демократические институты. Бездумный радикализм обернулся ограблением большинства и "парадом лавочников". Вместо цивилизованного рынка мы получили, по образному выражению Святослава Федорова, дикость. "Парад суверенитетов" не привел к сбалансированному перераспределению властных полномочий от Центра к регионам, а лишь усилил местные административные и финансовые элиты, критически ослабив единство и целостность Российского государства.

Прежняя власть уже никого не устраивала - ни разуверившееся большинство, которое стало "никем", ни меньшинство, ставшее в одночасье "всем". Владимир Путин стал президентом в условиях всеобщего осознания неизбежности и необходимости перемен. Он точно и своевременно определил актуальную проблему (восстановление единого правового и экономического пространства, возвращение к патриотическим ценностям - как единству духа и веры) и ее ключевое звено - укрепление российской государственности.

Забота о конкретном человеке и судьбе Отечества, искреннее желание объединить людей философией здравого смысла и общего дела во имя счастливой жизни - вот главные ориентиры для политических партий и государственных деятелей, выстраданные многотрудным российским опытом. Первые шаги Владимира Путина cделаны именно в этом направлении. Потому и нашли они широкую поддержку и понимание в обществе. Я имею в виду упорядочение административно-регионального деления, ужесточение контроля за распределением финансовых потоков (прежде всего - использованием бюджетных средств), за экспортом природного сырья и импортом, за соблюдением российского законодательства и приведением в соответствие с ним местных законов и т.д.

Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует, что усиление властных функций государства в интересах всего общества, т.е. усиление директивного управления, должно органично сочетаться с гарантированными политическими и экономическими свободами для большинства, обеспечивающими, опять-таки в рамках всего общества, их добровольное сотрудничество - политическое согласие, экономическое партнерство, социальную справедливость. Поэтому формирование эффективно действующей в интересах общества властной вертикали - только одна сторона проблемы. Недостаточно лишь поставить заслон хищениям денежных средств - важно умело распорядиться ими в интересах территории и ее жителей. Мало выявить и наказать казнокрадов и мздоимцев - необходимо искоренить в принципе причину их появления, сделав прозрачной для людей любую административную деятельность, а власть - реально зависимой от избравшего ее народа.

Сколько бы ни было у нынешней власти честных и преданных работников, ничего у нее не получится без широкого привлечения к насущным преобразованиям рядовых граждан, в первую очередь - трудящихся. Иначе снова все закончится или очередным витком кровавого передела "всего и вся", или очередной "кампанией", успешно завершенной на бумаге, но не приведшей к ожидаемым результатам на деле.

Народ, не "понукаемый сверху", есть народ деятельный, демонстрирующий в этом смысле стремление к самостоятельности и одновременно - способность к самоограничению. По сути дела, гарантированная свобода и творческая активность есть самостоятельность, а безусловно осознанное подчинение директивности (законам и традициям) - самоограничение. Применительно к жизнедеятельности общества в целом можно утверждать, что самостоятельность и самоограничение - это и есть самоуправление в различных его формах (местное, производственное, общественное). Это давно поняли в развитых странах - и не только записали соответствующие статьи в свои конституции, но и успешно реализуют на практике в сочетании с эффективным, но не навязчивым государственным (директивным) управлением. Европейская хартия местного самоуправления и знаменитая американская программа ЭСОП (план наделения работников акционерной собственностью) - лишь два ярких тому примера.

Нельзя сказать, что в России этого не замечают. Приняты и вступили в действие федеральные законы о местном самоуправлении и об акционерных обществах работников (народных предприятиях). Но существо этих законов выхолащивается и искажается, их фактическая роль в процессах демократизации общественных отношений сведена к минимуму. Есть еще федеральный закон об общественных организациях, однако он постоянно редактируется и "переписывается". Во всем мире растет доля акций компаний, которыми владеют сами служащие этих компаний. Вплоть до контрольного пакета, когда они становятся полноправными собственниками-совладельцами с решающим голосом. Пример - специальная программа компании "Дюпон" по продаже акций собственным служащим на льготных условиях, чтобы доходы последних напрямую зависели от успехов компании.

Это - реальное воплощение идеи самоуправления на производстве путем привлечения работников к управлению предприятием, последовательного соединения производителей со средствами производства и результатами своего труда. От наемничества - через акционирование - к совладению. От противоборства труда и капитала в XIX - начале XX в. - к союзу труда и капитала. Таков магистральный путь демократизации общественно-экономических отношений, формирования современного цивилизованного рынка. Это неустанно повторял основатель Партии самоуправления трудящихся - Святослав Федоров. Еще в 1991 г. он предложил именно такую схему приватизации государственных предприятий. Постепенно обучаясь мастерству хозяйствовать в условиях рыночной экономики, рабочие и служащие не теряли бы ответственности за судьбу предприятия. А так как контрольные пакеты таких предприятий не могут "уйти на сторону", то управление многими из них не захватили бы проходимцы или корыстолюбцы. Поэтому соотношение между государственным интересом и интересом трудового коллектива есть искомая сегодня пропорция между директивной вертикалью и рыночной горизонталью.

Тем более важен рост общественного понимания значимости этих направлений реформ. Однако развивать все институты самоуправления надо сбалансированно и продуманно. Только в их взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополнении мы достигнем желаемого результата. Так, основу бюджета структур местного самоуправления должны составлять не столько отчисления "сверху", сколько налоговые отчисления от средних и малых предприятий на данной территории, большинство из которых вполне может стать народными предприятиями. Если люди здесь живут и работают, то они самостоятельно, без принуждения, будут решать, допустим, вопросы финансирования - с целью развития своих производств, обустройства своих территорий и т.д. Чтобы их предприятия работали прибыльно и выпускали конкурентную продукцию. Чтобы в их домах было тепло и уютно. Чтобы их улицы были светлыми, чистыми и безопасными. Чтобы их дети учились в отремонтированных и оснащенных всем необходимым школах, были здоровы, хорошо одеты и накормлены. Чтобы их родители-пенсионеры были окружены заботой и вниманием.

Еще раз подчеркну, что недостаточно развивать самоуправление только производственное, или только местное, или только общественное. Конечно, отдельные элементы той или иной формы самоуправления существуют - и довольно успешно. Но до сих пор не создана единая многоуровневая система структур самоуправления, эффективно взаимодействующих как друг с другом, так и с органами государственной власти. Именно у России есть шанс и очевидная потребность разработать подобную систему обустройства общества - как адекватную требованиям времени и национально-исторической традиции.

Вот почему сегодня как никогда важно, чтобы руководство страны проявило политическую волю и мудрую решительность в последовательном проведении стратегической линии, обеспечивающей гармоничное развитие и взаимодействие вертикали государственной власти и горизонтали самоуправления. Только так можно создать фундаментальную основу подлинного российского народовластия.

Могущество государства должно прирастать прежде всего благополучием граждан. Надо наконец дать людям возможность много и заинтересованно трудиться на себя, а значит, на все общество. Никто, кроме нас самих, не сделает нашу жизнь достойной и обеспеченной, не превратит Россию в великую и процветающую державу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
794
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
337
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
479

Другие новости