ПРЕДСТАВИТЕЛИ российской судебной власти всегда предпочитали решать все проблемы внутри своего юридического мира, по возможности не вынося их на всеобщее обсуждение. Но внесенный президентом в Госдуму проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде Российской Федерации" внезапно внес разногласия в среду элитарных судебных органов. Президентский законопроект вводит новый срок пребывания в должности судьи КС - 15 лет, а, кроме того, он снимает возрастную планку исполнения полномочий в 70 лет.
В сущности, основа для этого конфликта закладывалась еще в 1994 г., когда новый Федеральный закон о КС иначе регламентировал срок полномочий конституционных судей. По закону 1991 г. о КС РСФСР первый состав из 13 членов суда избирался и полномочия его формально не ограничивались определенным сроком, но существовал предельный возраст для пребывания в должности судьи - 65 лет. Второй, ныне действующий, Закон о КС РФ от 1994 г. изменил срок полномочий судьи: теперь они назначаются (а не избираются) на 12 лет, а предельным возрастом для пребывания в должности стал возраст 70 лет.
Сейчас от "первого состава" в КС остались 10 человек, но срок их полномочий регламентируется не законом 1994 г., а ныне действующей Конституцией. Дело в том, что во втором разделе "Заключительных и переходных положений", определяющих порядок введения Конституции, есть пятый пункт, гласящий, что "судьи всех судов РФ сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны", т.е. весь "первый состав" должен уходить на пенсию по достижении 65 лет. И двое судей КС, Ведерников и Туманов, буквально выполнили требования закона: первый ушел в отставку по достижении 65 лет, второй, достигнув 70 лет, сложил с себя полномочия судьи и председателя КС. В следующем, 2001 году будут прекращены и полномочия Марата Баглая по достижении семидесяти лет как судьи и автоматически как председателя КС. Совсем недавно его коллеги подтвердили его полномочия как председателя Конституционного суда, но, как признаются некоторые судьи, они и голосовали за него, имея в виду, что в следующем марте Баглай должен уйти в отставку.
И вдруг в думский комитет по госстроительству поступает законопроект, содержащий весьма существенные поправки, причем авторы текста неизвестны. Хотя еще ни один закон, инициированный президентом, не миновал Главное государственно-правовое управление при кремлевской администрации. Во-первых, дополнения и изменения в существующий закон снимают для судей верхнюю возрастную планку в 70 лет. Во-вторых, по новому законопроекту если срок полномочий "первого состава" КС превышает 15 лет, то "такой судья сохраняет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран". Но ведь сроки для "первого состава" вообще не определялись, закон 1991 года предписывал отправлять работающих ныне судей в отставку по достижении 65 лет. Если учесть, что положения нового законопроекта распространяются на большинство действующих судей КС вне зависимости от того, были они назначены или избраны, то выгоды для действующих судей очевидны. Часть судей продлевают свои полномочия до тех пор, пока их стаж не будет исчисляться 15 годами, а Баглай сохраняет за собой кресло председателя КС.
Однако недовольные законопроектом все же нашлись. Виктор Лучин утверждает, что при всем уважении к ныне работающим судьям КС и его председателю новый законопроект затрудняет ротацию кадров и вряд ли будет способствовать повышению авторитета КС. Пояснительная записка к закону в сущности не объясняет внятно причины радикального изменения процедуры формирования КС. Единство статуса, о котором говорится в сопроводительном документе, не достигается, потому что срок полномочий судей остается различным. А увеличение срока пребывания в должности под предлогом, что новичку нужно освоиться в системе КС, и вовсе смешно: квалификационные требования для кандидатов и так достаточно высоки, каждый из нынешних судей до своего назначения работал юристом именно в этой области права не менее 15 лет. Вместе с тем, он считает возможным и даже целесообразным уточнение статуса конституционных судей. Но делать это надо в русле общей конституционной реформы.
Как говорят другие источники "НГ" в КС, идея о необходимости изменения статуса конституционных судей давно витала в политико-правовой среде. Еще Владимир Туманов предлагал снять существующее тройное неравенство между судьями КС и другими судьями: при назначении конституционных судей введен дополнительный возрастной ценз, а кроме того, существующие ограничения по исполнению судейских полномочий (12-летний срок и возрастная планка) явно нарушают статью Конституции РФ, гарантирующую несменяемость судей. Судьи КС фактически были выведены из-под Закона "О судебной системе". Кроме того, положение федерального КС, сформированного на основании сразу двух законов, было достаточно сложным. КС, конечно, продолжал действовать, но с юридической точки зрения, а также с точки зрения единства судебной ветви власти, давно следовало убрать это противоречие.
Однако никто в Конституционном суде и не предполагал, что давно назревшая проблема будет разрешена столь странным образом. Редакция законопроекта неприятно удивила большинство членов КС и одновременно возродила только что затихшие слухи о реформе судебной ветви власти по плану Центра стратегических разработок. И если Виктора Лучина занимают кадровые последствия принятия поправок к закону о КС, большинство заняты другой проблемой. По мнению источника "НГ", глава правового управления Лариса Брычева в последнее время находится под слишком сильным влиянием Германа Грефа. Именно этим можно объяснить появление законопроекта, который почти не устраняет существующих противоречий в законах о КС. Конечно, данный нормативный проект в качестве полумеры лучше, чем ничего, но в судейской среде опасаются, что это просто первая грефовская ласточка. Источники "НГ" даже готовы назвать законопроект "провокацией". В самое ближайшее время КС должны будут покинуть пятеро высокопрофессиональных судей, заменить которых будет очень сложно. Нынешний же законопроект буквально провоцирует скандал и может помешать ввести дискуссию о некотором продлении срока полномочий в цивилизованный законотворческий процесс.
Впрочем, некоторые эксперты "НГ" полагают, что разная позиция членов КС к президентскому законопроекту во многом обусловлена и их личными политическими пристрастиями. Демократически настроенные судьи предпочитают до парламентских слушаний вообще не обсуждать эту проблему публично. А вот для отдельных "левых" возможность обсудить законопроект среди широкой общественности весьма привлекательна, поскольку ныне действующий "первый состав" еще в 1994 г. не устраивал Госдуму. Тогда именно представители фракции КПРФ настояли на внесении поправки о 12-летнем сроке полномочий судей КС, мотивируя свою позицию в кулуарах тем, что после прихода к власти им бы не хотелось работать с "ельцинскими" судьями. И теперь законопроект, случайно или намеренно, был направлен не в комитет Павла Крашенинникова, а в комитет Анатолия Лукьянова. Мизансцена для скандала, который может самым пагубным образом отразиться на репутации конституционной юстиции, готова.