В ВОПРОСЕ возможного прихода Минтимера Шаймиева на третий срок в качестве президента Татарстана точка не поставлена. Буквально такими, весьма неопределенными словами председатель Центризбиркома охарактеризовал ситуацию с возможностью продления властных полномочий главы республики. Вчерашнее заседание ЦИК, посвященное приведению в соответствие избирательного законодательства субъектов РФ федеральному, которое, по идее, и должно было дать ответ в том числе и на интересующий всех вопрос - "а не нарушает ли Шаймиев закон", фактически признало правоту президента Татарстана. Причем помог главе Татарии в этом, как ни странно, именно федеральный закон. Шаймиев, чья республика, которая, как следует из доклада Центризбиркома, стоит на первом месте по числу несоответствий местных законов федеральным, оказывается, сам может воспользоваться несовершенством правового акта Центра. В Законе "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ" все же обозначено, что один человек не может возглавлять субъект более двух сроков подряд. Однако в том же законе субъекту дается два года отсрочки на "приведение в соответствие" своего нормативного акта о выборах главы региона федеральному. Именно столько времени, по мнению законодателей, необходимо для "обеспечения преемственности власти" в "переходный период". Помимо нынешнего Закона "Об общих принципах...", принятого в рамках федеральной реформы, затеянной президентом, существует еще и осенний закон 1999 года почти с таким же названием. И именно с этого момента и начался "отсчет" тех самых двух лет. Нетрудно подсчитать, что кандидат Шаймиев вполне укладывается в этот срок, и участвовать в выборах 24 декабря 2000 года он будет по своему, местному, закону. А он, как известно, теперь не запрещает Минтимеру Шариповичу стать трехкратным главой республики.
Впрочем, Александр Вешняков не исключил в дальнейшем возможности оспаривания результатов выборов в Татарстане в Верховном суде, как и проверку на соответствие Конституции законов республики в суде конституционном. Пока же председатель ЦИК не желает "гнаться за каждым событием" и "предугадывать". По словам Вешнякова, Центризбирком будет разбираться с тем или иным случаем "только по факту". Видимо, когда выборы в Татарии и Брянской области (губернатор которой тоже скоро сможет "попытать счастья" в третий раз) уже состоятся, Центризбирком займется вопросами совершенствования законодательства федерального. Пока же ЦИК продолжает проверку правовых избирательных актов других субъектов Федерации. Так, гласит аналитическая записка, подготовленная специалистами комиссии, наиболее проработанными и соответствующими федеральному законодательству являются законы Архангельской, Свердловской и Костромской областей. В остальных же регионах России буквально царит "правовой беспредел". К примеру, в Законе "О выборах губернатора Курской области" не регламентируется ситуация, когда ни один из двух включенных в избирательный бюллетень не избран по результатам голосования. А в Республике Марий Эл отсутствует институт сбора подписей в поддержку кандидатов, закрепление возможности сокращения периода выдвижения кандидатов при выборах депутатов Государственного собрания республики и изменения времени голосования в день выборов по решению местного избиркома.
Впрочем, особые нарекания вызвал закон о выборах президента Республики Татарстан не только по вышеуказанным причинам, но и поскольку в нем содержатся ограничения пассивного избирательного права. Это прежде всего возрастной ценз - 35 лет, ценз оседлости - 10 лет, обязательное владение государственными языками республики, что грубо противоречит Конституции России и федеральному законодательству. В Дагестане при выборах в Народное собрание предусматривалась такая хитрая система образования округов, при которой возникли "национально-территориальные", "женские" и "профессиональные" округа. Таких казусов можно привести в пример немало. А ведь до конца 2000 года истекают полномочия органов государственной власти в 38 субъектах России. Кроме вышеперечисленных регионов, под особый контроль ЦИК взял и Владимирскую, Курганскую, Новосибирскую области, а также Санкт-Петербург, Таймырский и Ханты-Мансийский автономные округа.