ЗАЯВЛЕНИЕ представителя президента в Совете Федерации Вячеслава Хижнякова о том, что членам президиума Госсовета следует выйти из состава верхней палаты, сделанное им накануне, получило среди сенаторов большой резонанс. В кулуарах вчера, похоже, только и делали, что обсуждали целесообразность подобного поступка - за разговорами об этом несколько в стороне остался и бюджет-2001, и проект стратегии развития Германа Грефа.
Очевидно, что столь пристальное внимание к досрочной смене состава верхней палаты было не случайным - слова Хижнякова, без сомнения, попали на самую что ни на есть благодатную почву. И хотя в аппарате представителя президента корреспонденту "НГ" сообщили, что такого заявления он никогда не делал, результат налицо: ряд членов президиума и те, кто туда не вошел, тут же изъявили готовность поскорее освободить кресла в здании на Большой Дмитровке. Тем не менее, как показывает практика, слухи на пустом месте не появляются - уж больно многим на руку подобная "преждевременная ротация". И дело даже не в том, что остальные сенаторы, не попавшие в президиум Госсовета, тут же стали "провожать" коллег из банальной зависти. Хотя, думается, и этот факт имел место. Во-первых, в состав президиума Госсовета вошли люди, почти каждый из которых хоть раз выступал с трибуны Совета Федерации со словами, которые весьма трудно охарактеризовать как "хвалебные" по отношению к начинаниям Кремля. За исключением, пожалуй, председателя Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедова и губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого. Зато почти все остальные члены президиума как на подбор - руководство в свое время крайне оппозиционного блока "Отечество - Вся Россия".
Это и Владимир Яковлев, и Минтимер Шаймиев, и Виктор Ишаев, и, разумеется, московский мэр Юрий Лужков.
Во-вторых, это главы регионов-доноров. Еще раз напомним, что в вину бюджету-2001 ставят прежде всего распределение доходов в пользу Центра, от которого пострадают именно эти субъекты Федерации. И хотя настроения сенаторов на вчерашнем заседании были гораздо более компромиссными по отношению к главному финансовому документу следующего года, чем летом, "подстраховаться", удалив пять-шесть радикально настроенных ораторов, очевидно, не помешало бы. Результат налицо - первым выразил готовность глава администрации Тюменской области Леонид Рокецкий. Он сказал корреспонденту "НГ", что уже подыскивает себе достойного преемника в верхней палате. И хотя большинство губернаторов все же отказывались говорить о досрочном сложении с себя полномочий, а некоторые даже называли этот шаг антиконституционным, реальный пример, возможно того же Рокецкого, сможет породить преждевременный отток глав регионов из сената. Президент Северной Осетии Александр Дзасохов намекнул журналистам, что если из прежнего состава верхней палаты останется меньше половины, то ему сам Бог велел переключить все свои силы на работу в Госсовете. Такого же мнения придерживается и Константин Титов. Фактически пребывание в Совете Федерации глав регионов совместно с чиновниками среднего звена станет для первых уже не столь престижным, как раньше. И ради этого главы регионов будут готовы сменить стены здания на Большой Дмитровке на другие, возможно кремлевские, жертвуя даже возможностью принимать решения на федеральном уровне. Напомним, что Госсовет - орган в Конституции не закрепленный, и к его мнению президент волен прислушиваться или не прислушиваться. Таким образом, весь губернаторский состав рискует гораздо быстрее, не дожидаясь 2002 года, занять позицию "созерцания" процессов большой политики со стороны и войти в роль "советников" при президенте.
Похоже, к своему новому статусу сенаторы и впрямь начинают понемногу привыкать. По крайней мере ожидаемого отпора не вызвало даже выступление министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который вчера первый раз представлял свою программу экономического развития перед верхней палатой. Разумеется, тот факт, что к предложениям губернаторов правительство отнеслось весьма прохладно, не мог оставить последних равнодушными. Министр с трудом смог начать свое выступление, поскольку в зале стоял шум. Греф рассказал сенаторам о приоритетах своей программы, предварительно попытавшись "задобрить" их словами о том, что документ - это плод труда регионов. Итак, по его словам, в программе на ближайшие три года намечены шесть приоритетов. Это в первую очередь развитие и реформа судебной системы, реформа образования, развитие телекоммуникаций, Интернета, инфраструктуры страны, ответственность за содержание которой будет нести государство. А также развитие стратегических регионов (прежде всего Дальнего Востока и Сибири) и укрепление экологической безопасности. Кроме того, отметил Греф, экономическая политика правительства предусматривает реструктуризацию некоторых отраслей экономики и госрегулирование. Так, до конца года должны быть реструктурированы естественные монополисты - РАО "ЕЭС" и МПС. В конце концов сенаторы приняли решение ограничиться лишь принятием этого документа к сведению.
Другим важным вопросом стал бюджет-2001 года, который представлял министр финансов Алексей Кудрин. Он в свою очередь попытался "задобрить" сенаторов тем, что перераспределение доходов между центром и регионами впервые в российской истории якобы приведет к тому, что бюджеты субъектов РФ в целом будут сбалансированы. Однако ссуды регионам на покрытие кассового разрыва, по словам Кудрина, теперь будут носить исключительно сезонный характер (северный завоз, на сев, уборочную) и будут подлежать обязательному возвращению. Таким образом, заметил он, политика правительства в отношении ссуд субъектам сильно ужесточится, кроме того, ссуды не будут предоставляться регионам, "раздарившим чрезмерные льготы или потратившим деньги на незапланированное строительство". И хотя по окончании заседания Кудрин назвал итог обсуждения "поддержкой губернаторами позиции правительства", сенаторы высказали довольно жесткие встречные условия. Это прежде всего передача региональным бюджетам земельного налога, сохранение в региональных бюджетах поступлений от акцизов на спирт и полное зачисление в бюджеты субъектов подоходного налога. Кроме того, члены СФ не стали включать в текст постановления рекомендацию Госдуме принять бюджет в первом чтении, а также идею поддержки бездефицитного бюджета, о чем просил министр финансов.