"АРМЕНИЯ является традиционным союзником России, и это обстоятельство находит отражение в той декларации о союзническом взаимодействии в XXI веке, которую мы сегодня подписываем", - заявил президент Владимир Путин, принимавший во вторник находящегося с официальным визитом в Москве президента Армении Роберта Кочаряна.
Обсудив проблемы экономического и политического сотрудничества, региональной стабильности и безопасности, стороны констатировали взаимное удовлетворение существующим уровнем политических отношений. По словам Роберта Кочаряна, все встречи, которые он провел в российской столице, "носили конструктивный характер", а по целому ряду вопросов "достигнуто согласие".
Насколько можно понять, одним из центральных вопросов в ходе переговоров была проблема карабахского урегулирования. И тут Москва ясно дала понять, что не намерена занимать одностороннюю позицию. Владимир Путин специально подчеркнул, что не желал бы "чтобы кто-то считал, что у России есть права и какие-то уникальные возможности для разрешения любых конфликтов, в том числе и карабахского". Российский руководитель не согласен с расхожим мнением, будто "если Россия захочет, то завтра все будет по-другому". Подобный подход Владимир Путин назвал "проявлением рудиментов имперского мышления". И ему не хочется, чтобы, если стороны достигнут какой-либо договоренности, "кто-то сказал, что договоренность была достигнута под давлением президента России. Это означало бы - за счет политического ресурса России", - объяснил глава государства, добавив, что Москва ведет "очень откровенный доброжелательный диалог как с армянской, так и с азербайджанской стороной... и хотела бы, чтобы конфликт был разрешен на благо народов обоих государств".
Вероятно, все это не стало откровением для президента Армении. Роберт Кочарян подчеркнул, что Ереван "не хотел бы перекладывать решение этого сложного и затянувшегося конфликта" на кого бы то ни было: сами стороны должны взять на себя ответственность за поиск окончательного урегулирования. Тем не менее, считает армянский руководитель, для осуществления достигнутых договоренностей "необходима будет серьезная поддержка сопредседателей Минской группы ОБСЕ", то есть России, США и Франции.
У Владимира Путина не вызвал особого энтузиазма и вопрос о том, может ли Россия "предоставить Армении еще большие льготы, чем ныне". Президент РФ убежден, что Ереван "в особых льготах не нуждается", а все страны на постсоветском пространстве нуждаются лишь "в справедливом мироустройстве и в равных взаимоотношениях" и в том, чтобы двусторонние взаимосвязи соответствовали нормам международного права, основывались на уважении государственной независимости, суверенитета и законных прав друг друга.
В свою очередь, Роберт Кочарян призвал проводить на Кавказе такую "ответственную политику", которая не приводила бы к возникновению в регионе "новых разделительных линий". Он поддержал идею, высказанную Владимиром Путиным на "Саммите тысячелетия" в Нью-Йорке, о необходимости отделения атомной энергетики от производства атомного оружия. "Армения, - подчеркнул в этой связи президент Кочарян, - имеет атомную электростанцию и будет способствовать развитию атомной энергетики".
Армяно-российские переговоры на высшем уровне продемонстрировали, что отношения стратегического партнерства, сложившиеся между двумя государствами, продолжают развиваться и совершенствоваться. В то же время очевидно, что период, когда конфликтующие стороны пытались в своей внешней политике эксплуатировать существующие между посредниками противоречия, безвозвратно уходит в прошлое. Нелегкое бремя миротворчества им предстоит нести самим. И это неизмеримо повышает ответственность руководителей стран региона за судьбу своих стран и народов. Кажется, времена "внешнеполитических ориентаций" и "односторонних приоритетов" закончились. И это свидетельствует, что в процессе становления независимых постсоветских государств наступает качественно новый этап.