Третий съезд НПСР снял все сомнения по поводу лидерства Геннадия Зюганова среди коммунистов, и Селезневу приходится перейти во "второй эшелон" партии.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ПЕРЕМЕН в коммунистической партийной среде ждали еще в апреле. Повторное поражение коммунистов на президентских выборах в марте неминуемо должно было привести к перегруппировке политических сил внутри партии. И, судя по прошедшему съезду НПСР, КПРФ опять обратилась к попытке формирования единого левого фронта.
Идея создания Народно-патриотического союза России посетила руководство КПРФ еще в 1996 г., когда их позиции в Госдуме и в целом по стране были значительно сильнее. НПСР должен был объединить вокруг себя сочувствующих левым взглядам, но не приемлющих жесткие программные установки компартии. В результате появилась достаточно аморфная коалиция с размытыми флангами и неопределенными задачами, объединившая несколько мелких партий, государственно-патриотических движений, молодежных, ветеранских, творческих союзов, а основной движущей силой союза стали считать "Державу", Аграрную партию России и "Духовное наследие". В качестве оппозиционной коалиции НПСР оказался совершенно бесполезным как для его участников, так и для основателей - коммунистов. Примерно с сентября 1999 г. вся активная работа, в том числе и в регионах, была свернута, и только в июне 2000 г. вокруг НПСР внезапно развернулась активная борьба. Разрешилась она в пользу отцов-основателей: Зюганов остался в кресле председателя, "предавшие интересы КПРФ" Алексей Подберезкин, Аман Тулеев, Михаил Лапшин (но не возглавляемые ими движения) были исключены из союза. Одновременно НПСР было решено радикально перестроить.
Теперь обновленный Народно-патриотический союз из движения-сателлита консолидированной левой оппозиции превращается в правое крыло КПРФ, причем с его помощью могут одновременно решить и финансовые проблемы партии. Новый председатель исполкома Геннадий Семигин может привести в движение Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В обойме РСПП есть немало региональных предпринимателей, чьи финансы еще не позволяют им самостоятельно участвовать в олигархических играх, но положение уже требует политического протекционизма. Показательно, что проблема "взятия власти" не слишком интересует новое руководство, вместо этого оно предпочитает сосредоточиться на реальных делах партии, находящейся в оппозиции. Да и с идейной точки зрения новый набор приоритетов НПСР не имеет ничего общего с леворадикальным течением в коммунистической среде, хотя в самых общих чертах в концепции движения были синтезированы все популярные политические идеи: о техногенных катастрофах, о снижении НДС и ввозных пошлин, о наступлении на региональную власть, а также привычный набор критических заявлений по поводу "антинародного" курса правительства.
Четкой программы у НПСР еще нет, пока есть только генеральный план на ближайшие два года. Зато есть амбиции: руководство союза планирует изменить устав движения, чтобы дать НПСР право самостоятельного участия в выборах всех уровней. В то же время Семигин отрицает намерение перестроить коалицию в партию. Хотя поучаствовать во власти НПСР бы очень хотелось: возможно, движение предложит действующему кабинету министров создать коллегию из народно-патриотических союзников с правом совещательного голоса. Причем есть основания считать, что некоторые министры согласятся.
Сейчас деятели НПСР в основном озабочены обновлением кадрового состава руководящих органов и изменением организационной структуры движения. Ключевую роль по-прежнему играет съезд, затем координационный совет (КС) (туда войдут руководители политобъединений) и постоянно действующие исполком и правительство НПСР. Структуру движения хотят сделать более компактной, так что в координационный совет войдут только 25 равноправных членов вместо 150 (формально в НПСР входят 30 организаций). Интересно, что руководителя нового леводемократического движения "Россия" Геннадия Селезнева включили только в КС движения, значит, несмотря на все заверения спикера в преданности интересам КПРФ, сомнения у ЦК все еще остаются. В любом случае оба движения собираются претендовать на один и тот же электорат, кадровый состав более чем наполовину у них одинаковый, так что конфликт между Селезневым и компартией можно считать разрешенным. Кстати сказать, уже неделю, как в Госдуме ходят слухи о возможной замене спикера (Селезнева на Бориса Грызлова), инициированной Кремлем. Вряд ли такой многоопытный политик, как Селезнев, пойдет на поводу у собственных амбиций и рискнет своим положением ради должности лидера почти маргинального движения.
А вчера руководство НПСР, Зюганов и Семигин, встречалось с Владимиром Путиным. Похоже, в преддверии формирования политической двух-трехпартийной системы в Кремле хотят получше рассмотреть новых представителей оппозиции. Поскольку с Зюгановым президент уже достаточно хорошо знаком, эта встреча по сути - представление Семигина главе исполнительной власти.