РЕФОРМА судебной системы, вяло текущая в стране уже десять лет, за последние полгода внезапно пошла семимильными шагами. До сих пор речь шла о развитии судебной системы, подготовке новых федеральных законов и корректировке существующих правовых кодексов. Хотя в концепции судебной реформы затрагивалась и сфера деятельности прокуратуры: было предусмотрено преобразование отрасли общего надзора, при этом за ней сохранялось кураторство за следственным процессом и представление обвинения в суде. Частично полномочия прокуратуры были сокращены еще при переработке Гражданско-процессуального кодекса (изъята 12 статья о "надзоре за участием в судебном процессе").
Но в свете развернутой кампании по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным роль прокуратуры неожиданно возросла, поскольку именно прокуроры начали вносить в суды протесты и требовать изменения правовых актов. Согласно новой редакции закона "О прокуратуре" именно в ведении этого ведомства находится "надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ", причем осуществление процесса этого надзора наделяет прокуратуру широкими полномочиями по контролю за исполнением законов рядом органов власти и за соответствием законам издаваемых правовых актов. Поучаствовать в кампании корректировки законодательства, которую президент Владимир Путин неоднократно называл в числе основных задач госвласти, вдруг захотели многие: и полпреды, и конституционные суды субъектов Федерации, и Министерство юстиции, которое подготовило законопроект о праве обращаться в суд с протестом, минуя Генпрокуратуру. И пока между различными частями правоохранительной системы шла подковерная борьба за формирование единого правового поля, планы по реформе прокуратуры были аккуратно положены "под сукно".
Но после недавнего совместного заявления думских фракций СПС и "ЯБЛОКА" стало очевидно, что это была временная передышка. Еще летом стало известно, что в недрах "ЯБЛОКа" под руководством Игоря Артемьева готовится новый законопроект, регулирующий функции прокуратуры. Свой вариант реформирования Генпрокуратуры был представлен на совет правой коалиции первым замруководителем фракции СПС Виктором Похмелкиным. Сейчас законопроект проходит стадию доработок и согласования поправок (по сведениям из источников "НГ", значительные коррективы в проект Похмелкина предлагает Елена Мизулина), а в первой декаде октября будущий закон планируют внести на рассмотрение нижней палаты парламента.
Показательно, что законопроект Похмелкина, а, видимо, именно он ляжет в основу будущего совместного "правого" закона, не согласовывался с экспертами Генпрокуратуры. Как признался сам автор, ему известна отрицательная позиция прокурорских работников по этому вопросу. И раздражение Генпрокуратуры более чем понятно, поскольку депутаты фактически вернулись к идее передачи органам прокуратуры функций предварительного следствия и поддержания государственного обвинения в судах, а функции общего надзора за исполнением действующего законодательства передать Минюсту.
Мало того, СПС предлагает ввести генерального прокурора в систему одной из трех ветвей власти (представительной, исполнительной или судебной). Реально можно было бы поставить деятельность прокуроров под контроль судов, но, учитывая принципиально разные позиции, которые занимают суд и представитель обвинения в каждом процессе, это вряд ли пойдет на пользу обоим ведомствам. Поэтому Похмелкин считает более перспективным (и традиционным для нашей страны) подчинение органа следствия и надзора исполнительной власти, а если конкретнее, то Министерству юстиции.
В принципе проблема ответственности Генеральной прокуратуры за свои действия, а сейчас она фактически никому, включая президента РФ, неподотчетна, стала очевидной еще в разгар скандала с Юрием Скуратовым. Поэтому уверенность правых в том, что этот законопроект может вполне поддержать и президентская сторона, на первый взгляд, вполне обоснованна. С другой стороны, сегодняшняя внешняя независимость действий Генпрокуратуры дает исполнительной власти возможность устраняться от наиболее "громких" следственных процессов. Чем бы ни закончилась инициатива СПС и "ЯБЛОКА", ясно, что прокуратура будет стоять за свои права насмерть и изо всех сил демонстрировать полезность своего ведомства как независимой структуры.