0
705
Газета Политика Интернет-версия

23.09.2000 00:00:00

Ликвидация системы давления на власть

Тэги: МОСТ


Сергей Марков, Институт политических исследований

Кадровых жертв будет очень много. Это прежде всего жертвы в менеджменте "Медиа-МОСТа", но и жертвы в кремлевской команде. Возможно, именно Михаил Лесин. Что касается самого конфликта, то однозначно предсказать его исход трудно. Дело в том, что за каждым из участников конфликта (за каждым из них стоят Путин и Гусинский) прослеживается определенная тенденция. Путин пытается формировать нормальное, патриотическое государство, установление режима управляемой демократии, при которой основные телеканалы будут лояльно относиться к политике властей. А за Гусинским стоит глобализация и интернационализация. Поэтому я думаю, что это столкновение между двумя крупными политиками современной России является столкновением тенденций. Чем оно закончится - сказать трудно, и тот и другой могут оказаться под катком истории. Причем одновременно. Компромисс тоже возможен, я думаю, что стороны в конце концов найдут такой компромисс. Он может заключаться в следующем. Гусинский получит отступное в виде возможности вести бизнес, как, к примеру, его получили в обмен на ОРТ Березовский и Абрамович в виде алюминия. В то же время НТВ, я думаю, не потеряет свою некоторую уникальность. В конце концов у НТВ большие и серьезные позиции, его акции получит западный бизнес, что позволит ему сохранить свой имидж. Что касается Владимира Путина, то он продолжит сохранять отстраненность. Но реально Путин включен во все эти процессы. Я не верю, что от такой важнейшей проблемы этих недель - установление контроля власти над основными телевизионными каналами - президент отстранен.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики

Эта история скорее сама является концом чего-то, но она еще будет продолжаться. Перед нами, конечно, завершение процесса медиаполитики, телевизионной политики, периода, когда политикой являлось то, что делают хозяева средств массовой информации, которые одновременно делают свой бизнес и решают проблемы с властью. То есть политика была формой торговли. Соответственно, все интересы, вся жизнь были сосредоточены вокруг тем, предлагаемых телевидением. Но не как реального канала общения власти с народом, а как средства массового вещания. Вся эта система, на которой в значительной степени держалась прежняя власть, система медиаполитики, на Путине заканчивается (не в силу того, что это Путин, а в силу того, что она сама пришла к завершению). И те, кто при этом теряет свой бизнес, не могут быть довольны - возражают, сопротивляются. Породит ли эта ситуация какие-либо отставки - непонятно. Возникает вопрос - а, собственно, почему? К примеру, наличие или отсутствие претензий к Лесину как к министру - это компетенция Касьянова, и Путин к этому не имеет никакого отношения. То, что происходит, уже не является ни государственной проблемой, ни политической проблемой первого ранга. А является достаточно отвратительной подробностью ликвидации остатков системы давления на власть. Эта система была коммерческая, это был определенный бизнес. Тогда он считался нормальным. Собственно говоря, господин Гусинский попытался в последний раз совершить политико-коммерческую сделку. Поскольку эта сделка не удалась, он сейчас продает сам скандал. Это тоже определенная форма бизнеса. Он заложил в сделку некий двойной обман партнера именно для того, чтобы продать потом этот скандал за зарубежные деньги под НТВ.

Владимир Римский, Фонд "Индем"

Очень не хочется предсказывать, чем эта история в конце концов закончится. Потому что мы на самом деле не имеем достаточного количества информации. Скорее всего даже непосредственные участники этого конфликта не очень хорошо себе представляют, каким будет его итог. Я имею в виду и президентскую администрацию, может быть, самого президента, руководителей "Медиа-МОСТа", "Газпром-медиа" и так далее. Единственное, что более или менее видно, - есть конфликт интересов, в частности "Газпром-медиа" изначально, полтора-два года назад спокойно относился к "Медиа-МОСТу", каналу НТВ, "Эху Москвы", печатным изданиям. Так что, на мой взгляд, основные факторы, которые определяют сейчас ситуацию, - прежде всего политические. Однако это попытка сменить собственника. Другой вопрос - какие средства для этого используются. Формально используются средства более или менее цивилизованные - у "Медиа-МОСТа" есть долги, в определенный момент можно предъявить иски - "по долгам пора расплачиваться". Но сам момент предъявления иска мне представляется не очень обоснованным. По крайней мере, анализируя события августа этого года, можно сказать, что скорее всего проявляется недовольство президентской администрации позицией в первую очередь канала НТВ и других СМИ Гусинского. Если же предположить, что эти СМИ перейдут в другие руки, то ничего хорошего для нового владельца в этом не будет. Он будет сильно зависеть от президентской администрации. Канал же НТВ - во многом все же независимое телевидение, конечно, с поправкой на его коммерческий характер. И если сейчас начать переориентировать канал на государственную точку зрения, то получится в лучшем случае ухудшенный вариант РТР. Первое, что произойдет, - канал потеряет свою нынешнюю аудиторию и дальше с большим или меньшим успехом будет искать новую. Естественно, кадровые перестановки в "Медиа-МОСТе" неизбежны, иначе все затевать просто бессмысленно. Чем будет заниматься, к примеру, Киселев - непонятно. Эти люди, возможно, найдут себе более высокооплачиваемую работу, но в другом качестве. Говоря о возможной отставке Лесина, я убежден, что ему ничего не грозит, его политические позиции достаточно сильны. Может быть, он неправильно поставил подпись, возможно, этот факт будет занесен в какое-то досье до лучших времен. А президент и дальше будет оставаться ни при чем, как он это делал во всех предыдущих сложных ситуациях - продаже крупных алюминиевых концернов, в ситуации с "Курском", в данной ситуации. Расхождение реального поведения с декларируемыми целями - нормально для политика. Сказать прямо, что идет установление контроля над телевидением, - не очень удобно. И мы неоднократно видели, как поступает в таких "неудобных" ситуациях Владимир Владимирович. Он либо молчит, либо говорит о том, что сами участники конфликта должны разбираться. Эта линия последовательно и четко проводится за все время правления Путина, она будет продолжаться и дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1615
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1005
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
724
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
996

Другие новости