До конца 2000 г. в Российской Федерации пройдут 33 предвыборные кампании глав администраций в регионах и 22 кампании в органы представительной власти.
С точки зрения интересов политических партий главная особенность нынешних региональных выборов заключается в том, что они проходят не вовремя. Для тех политических объединений, которые обладают относительно развитой структурой в регионах, а это прежде всего КПРФ, отчасти "ЯБЛОКО", АПР и ЛДПР, новые выборы означают прежде всего дополнительные расходы с финансовой точки зрения и попытки выработки новых подходов в идеологии. Для таких "молодых" объединений, как СПС, "Единство" и "Отечество", текущие выборы в провинции тоже начались слишком рано, поскольку процесс становления региональных партийных структур там только начался. Может быть, поэтому все эти политические силы благоразумно предоставили проблему финансирования на откуп региональным отделениям.
Раньше всех подготовкой к новому предвыборному сезону озаботилась КПРФ, поэтому к сентябрю эта партия уже успела обсудить свою стратегию в парторганизациях всех уровней. Готовясь к осеннему выборному марафону, ЛДПР потратила почти все лето на кадровую и материально-техническую ревизию своих подразделений. "Единство" тщательно выстраивало стратегию на долгий срок, обсуждая концепцию участия партии в выборах два месяца, и даже специально разрабатывало методику поиска подходящих кандидатур. В результате у "Единства" близок к завершению только первый этап партстроительства: перерегистрировались 13 региональных отделений, и, хотя до конца сентября будет создано еще 2500 местных организаций, на уровень формирования первичек партия сможет выйти только в начале ноября (они надеются создать их 12 тысяч). Аграрии же только в августе-сентябре проводят зональные совещания региональных отделений по семи федеральным округам, заканчивая отбор кандидатур.
Процессом предвыборных кампаний в провинции у "яблочников" занимается с июня специальная комиссия, наделенная соответствующими полномочиями и необходимым штатом экспертов. Правда, на днях вдруг выяснилось, что коалиция СПС-"ЯБЛОКО" не считает для себя "приоритетным" участие в выборах депутатов областных законодательных собраний и глав муниципальных образований. Заявление более чем странное, если учесть неоднократные выступления нынешнего лидера СПС Бориса Немцова, указывавшего победу на выборах общероссийских, да и региональных, главной причиной для формирования "правой" коалиции.
Весьма своеобразно вступает в нынешнюю схватку за влияние в регионах и "Отечество". Во-первых, "Вся Россия" будет выступать на выборах как политический союзник "Единства". А во-вторых, по мнению источников "НГ", "Отечество" само непродуманно подорвало свое влияние в регионах еще в марте-апреле. По слухам, именно тогда движение решило сэкономить на оплате организаторам губернских парламентских и президентских гонок, неожиданно сообщив, что выдаст заработную плату сотрудникам только тех отделений, кому удалось набрать 13% голосов. "Отечество" сейчас пытается согласовать свои списки с АПР.
Кроме того, одних заявлений о поддержке политики Путина, которые уже делало АПР, ЛДПР и "Отечество", становится явно недостаточно. У некоторых политических объединений, при отсутствии четкой программы, нынешняя политика определяется временными ориентирами и личными пристрастиями руководителей политических объединений. Местные же отделения партий при определении приоритетов явно предпочитают выбирать будущего союзника скорее среди носителей властных полномочий, чем среди идейных единомышленников. Так, в "Единстве" утверждают, что решение о поддержке губернатора они принимают на основе оценки результатов в регионах, причем основной критерий - уровень жизни в регионе (пока у них согласовано 2-3 кандидатуры). АПР оценивает глав администраций исключительно с точки зрения поддержки агропромышленного сектора, но на практике ограничивается поддержкой действующих губернаторов. ЛДПР же до осени еще не выдвигала своих кандидатов в губернаторы и, кстати сказать, сознательно избегала поддерживать явных фаворитов в избирательных округах, богатых сырьевыми ресурсами. Но в ближайшем будущем сторонники Жириновского готовы побороться за губернаторское кресло в одной или двух областях Центральной России (у них сильные позиции в Пскове, Ростове, Воронеже), в Сибири (Новосибирске) и, возможно, на Дальнем Востоке.
В сущности, 2000 г. мало что меняет в партийном раскладе: партии по-прежнему беспомощны вдали от московского Садового кольца. Тем более что в отдельных регионах, например, Волгограде, местные законы по воле губернатора представительная власть покорно переписывает, превращая двухтуровые выборы в однотуровые, фактически гарантирующие переизбрание действующего главы исполнительной власти. Однако пока партии не предпринимают никаких попыток, чтобы вмешаться в этот процесс. Точно так же не готовы оказались политобъединения и к возможным "парным" моделям отработки механизма формирования верхней палаты парламента, которые впервые, возможно, будут опробованы в текущих кампаниях: когда губернатор идет на выборы в связке со своим представителем в Совете Федерации, причем будущему сенатору утешительное кресло может быть предложено в качестве приза за снятие кандидатуры.
Наконец, есть и еще один участник предвыборной региональной гонки. Разумеется, что Кремль - самая могущественная партия власти. Источники "НГ" утверждают, что ни глава государства, ни его ближайшее окружение не слишком озабочены предстоящими выборами, поскольку после реформы Совета Федерации статус и ценность постов глав администраций в национальных республиках, краях и округах резко понизился. Тем не менее ряд ведущих экспертов готовы оспаривать эту точку зрения
Они считают, что в общем и целом пиаровская акция Кремля удалась: и основные политические партии, и многие популярные политики к предстоящим выборам отнеслись с прохладцей. А тем временем окружение президента прилагает максимум усилий, чтобы провести на ключевые посты глав администраций своих ставленников, причем желательно в погонах. В Челябинской области на пост губернатора претендует бывший сотрудник УФСБ Михаил Гришанков, в Ульяновской области - командующий 58-й армией генерал Владимир Шаманов, в Калининградской - адмирал Егоров, в Воронежской области - начальник местного ФСБ Владимир Кулаков, наконец, в Марий-Эл - бывший чекист генерал Егоров. Помимо вышеуказанных претендентов у кремлевской власти есть еще и семеро полпредов, которые в последнее время упорно избегают каким-либо образом комментировать предстоящие выборы в подведомственных им регионах, что само говорит за себя. Один раз исполнительной власти уже пришлось столкнуться с фрондирующей "партией губернаторов", вряд ли Кремль повторит свою ошибку и постарается больше не выпускать из-под контроля власть в провинции.