В КАНУН парламентского обсуждения проекта бюджета на грядущий год разгорелись страсти вокруг статьи расходов с грифом "совершенно секретно", касающейся СМИ. В основном страхи сводятся к козням государства - намерению обуздать цензурным намордником свободу печати, хотя сделать это легче простого и без секретных статей. Убежден, что правы те, кто усматривает предметом расходов информационное противостояние. Лично готов предположить с большой долей уверенности, что расходы предназначены на организацию государственной службы внешнеполитической пропаганды на базе РИА "Новости", вещающей за рубеж радиокомпании "Голос России" (впервые обнародован ее годовой бюджет - 500 млн. руб.), возможно, других структур, о чем с надеждой писал автор (см. "НГ" от 20.07).
Информационное противостояние было и остается меняющим одежды попутчиком межгосударственного общения, и его участники не склонны оглашать реальные расходы на улучшение собственного имиджа и поношение противной стороны.
На протяжении последнего полувека наибольший размах в организации психологических, а затем информационных войн демонстрируют США. Ностальгическое заблуждение, что в советский период наша страна существенно влияла своими СМИ на зарубежное общественное мнение. При военном паритете, но дисбалансе экономик в пользу Запада СССР многократно уступал ему в информационной сфере.
При проведении США военных акций степень их открытости определялась не неизменными принципами, а конъюнктурой. Когда была совершена ничем не оправданная агрессия против Гренады, население которой в 100 раз меньше числа жителей Нью-Йорка, информационную блокаду установили в соответствии с заветом командующего армией северян времен Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана: "Невозможно вести войну в условиях свободы печати". А менее чем через 10 лет операция "Буря в пустыне" стала первой в истории войной в прямой телетрансляции. Тогда же родился термин "информационная война", Интернет отпочковался от суперкомпьютерной сети Пентагона.
В прошлом году президент Билл Клинтон подписал директиву за номером 68, цель которой - "влиять на зарубежную аудиторию таким образом, чтобы это благотворно сказывалось на достижении целей, поставленных перед американской внешней политикой". Разработчики программы под названием "Международная публичная дипломатия" - госдепартамент, Министерство обороны, ЦРУ, некоторые другие госструктуры.
Программа ориентирована не только на зарубежную, но и на внутреннюю аудиторию, и этот факт часть общественности США расценила как "промывание мозгов". Например, Сет Акерман из ассоциации газетных изданий "За честную и правдивую информацию" считает, что, "когда внешняя политика Клинтона не принимается на ура за рубежом, президент тут же начинает прибегать к пропаганде". В этой связи трудно согласиться с безапелляционным суждением экс-министра печати Михаила Федотова (см. "НГ" от 16.09), полагающего, что население США защищено от информационного влияния государства, ибо американцы "прекрасно понимают тождественность пропаганды и манипулирования сознанием". Если бы!
В день утверждения Владимиром Путиным доктрины информационной безопасности (читателям "НГ" известно ее резюме) был обнародован состав межведомственных комиссий Совбеза. Показательно, что из 12 комиссий только две, включая - по информационной безопасности, возглавляются первым заместителем секретаря Совбеза (остальные - руководителями профильных органов исполнительной власти). Один из главных компонентов вышеназванной доктрины - информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики.
Впервые за последнее десятилетие государство всерьез озабочено собственным имиджем. Одно из свидетельств - обнародованная в июле концепция внешней политики, в которой подчеркивается, что важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества; что на передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Потому среди приоритетов в решении глобальных проблем - ускоренное развитие собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом.
Практически в любом государстве позиция по тому или иному широко обсуждаемому в мире вопросу, к которому причастно данное государство, озвучивается пресс-секретарем его главы. Владимир Путин изменил этому правилу, очевидно, по причине аллергии, которую вызывала в российском обществе вереница имиджмейкеров его предшественника - одни отвращали пугливой замкнутостью, другие - снисходительной фамильярностью. Да и не позавидуешь иному пресс-секретарю, который на вопрос о самочувствии экс-президента с очевидными всем телезрителям хворями радостно ссылается на его крепкое рукопожатие.
Жизнь, однако, подсказывает, что не только СМИ, но общество в целом нуждаются в информационном посреднике между ними и главой государства. Характерно признание Владимира Путина в телеинтервью Ларри Кингу вероятной ошибочности выбора своего местопребывания вслед за катастрофой АПЛ "Курск" с учетом общественного мнения, "с точки зрения пиара". В реальной жизни третируемый пиар входит в элементарный инструментарий лидера любой страны. Другой вопрос - степень мастерства его исполнения.
Забота о репутации государства начинается с порога в собственном доме. Порой носителями политической антикультуры становятся лица, с которых простым смертным надобно, казалось, брать пример. В канун последних выборов в Госдуму автор этих строк был свидетелем встречи за закрытыми дверьми группы депутатов с послами ряда стран дальнего зарубежья. Заморские гости интересовались мнением народных избранников о событиях в Чечне. Незадолго до описываемой встречи Григорий Явлинский высказал широко обсуждавшуюся тогда точку зрения. Вместо ответа представители фракций в присутствии изумленных послов начали на повышенных тонах выяснять отношения. После встречи я спросил одного из ее участников, возможно ли в стенах парламента его страны подобное. "Нет, естественно, - ответил он. - Плюрализм, вплоть до рукоприкладства, - только в собственном доме, в иностранной аудитории - солидарная поддержка позиций отечества".
Для нас - тем более. Формируемый (точнее - уже сформированный) за рубежом образ современной России - результат массированного и каждодневного "черного пиара". Главные антироссийские "раздражители" (Чечня, коррупция, уголовный беспредел) дополнились в последнее время предсказаниями техногенных катастроф, подрывающих жизненные устои нации.
Наивно полагать, что политика и пропаганда действуют на параллельных курсах, на практике вторая неизменно обслуживает первую. Потому заказанный "черный пиар" поддается прогнозу. Возьмем нештатную ситуацию. Есть ли противники сближения России с Японией? Да. Располагают ли обе страны службами внешней разведки? Вновь ответим утвердительно. Однако же японского морского офицера, названного "Рихардом Зорге-2", потребовалось изобличить не когда-нибудь, а через несколько дней после визита в Страну восходящего солнца Владимира Путина, расценившего российско-японские отношения как наилучшие за всю их историю.
Более мелкий пошиб - время обнаружения в горах Колумбии российской подлодки. Вот слагаемые "черного пиара": 1. Президент США посещает Колумбию, с нее снимают клеймо "страны-изгоя", удостаивают беспрецедентной финансовой помощи, прежде всего для приобретения вооружения с целью борьбы с наркомафией и партизанским движением; 2. Путин посещает США, впервые встречается с Фиделем Кастро, подтверждает свой визит до конца года на Кубу, которая несколько десятилетий изображалась как оплот терроризма в Западном полушарии; 3. Колумбия - первая в Латинской Америке страна, кроме Кубы, заключившая с Россией межгосударственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве; 4. После гибели "Курска" упоминание о любой российской субмарине (даже если она всплыла в Андах) символизирует катастрофу с фатальными последствиями.
Речь, конечно, идет не о логических аргументах, а о запрограммированной аберрации массового сознания, конструировании "черным пиаром" из реально существующих деталей нужной пропагандистской модели. Невольно приходит на память принадлежавшее президенту Рональду Рейгану признание: "Я хорошо знаю действительность именно потому, что я был артистом и умею отличать действительность от фальши. Самое красивое, точно так же как и самое уродливое, что существует в нашей стране, гениальный постановщик мог бы сделать еще лучше или еще хуже, сменив всего-навсего освещение, переместив свет и тени".
Принято считать, что никакая пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. Верно отчасти, потому что во всем мире имиджмейкерские технологии призваны преодолевать в массовом сознании разрыв между действительным и желаемым. От мастерства имиджмейкера зависит приближение реальности объективной к виртуальной.