ВЧЕРА с мировых рынков нефти вновь поступили обнадеживающие для нашей экономики новости. Стоимость черного золота продолжала расти, ставя очередные рекорды. Не смогли сбить панические настроения в странах-импортерах заявления представителей ОПЕК о намерении уже в ближайшее время повысить добычу углеводородов - обнародование данных об очередном снижении запасов нефти в США оказало более сильное влияние на динамику котировок.
Впрочем, как бы благотворно ни отражалось на состоянии федерального бюджета повышение цен на нефть, рано верить в наступление экономической стабильности в нашей стране. И дело здесь даже не столько в том, что рано или поздно рост цен на нефть закончится и начнется плавное снижение котировок. Слишком мало усилий предпринимают Кремль и Белый дом для того, чтобы укрепить экономическую мощь государства и усилить политическое влияние нашей страны на международной арене, что позволило бы расширить рынки сбыта отечественной продукции за рубежом.
В течение этого года стоимость нефти уже несколько раз зашкаливала за 30-долларовую отметку. Однако России так и не удалось завершить переговоры с Парижским клубом даже по долгам, выплаты по которым приходятся на 1999-2000 годы, не говоря уже о всеобъемлющих договорах.
Россию вытесняют из всех сфер ее традиционного влияния. И речь идет даже не о Балканах. Все больше возрастает влияние Запада в Закавказье, в Средней Азии, в Прибалтике и на Украине. А о политике стран Восточной Европы и говорить нечего.
Напротив, создается впечатление, что власти слишком сильно увлеклись внутренней политикой. Ярким примером этому служит скандал вокруг "Медиа-МОСТа", де-факто проведенная реформа Совета Федерации, демонстрация силы в отношении олигархов. Возможно, политического веса Кремлю это прибавило, но вот оттока капитала из страны не только не остановило, но, напротив, усилило. Как полагают эксперты, вывоз денег из страны по итогам текущего года почти на четверть превысит прошлогодний уровень. И это в то время, когда наша промышленность остро нуждается в технической модернизации, на что требуются немалые средства.
Еще будучи кандидатом в президенты, Владимир Путин провозгласил намерение трансформировать внешнеполитическую стратегию России. Напомним, что приоритетом предполагалось сделать не столько политические, столько экономические интересы нашей страны. Однако создается впечатление, что пока этого не происходит. Наиболее ярким примером в этой связи выглядит та позиция, которую занимает Россия в отношении Ирака. Как ни цинично будет это звучать, но отмена экономических санкций в отношении арабского государства может негативно отразиться на экономическом состоянии нашей страны - если нефть Ирака начнет поступать на международные рынки, цены ее неизбежно начнут снижаться.
Россия находится в особом положении, так как, с одной стороны, она входит в клуб крупнейших промышленно развитых стран, а с другой, является крупным экспортером нефти. Напомним, что доля нашей нефти на мировом рынке - более 10%. США и страны ЕС, напротив, практически не добывают собственной нефти, а импортируют ее.
Правительство РФ не может гарантировать Западу мгновенного увеличения экспорта нефти, поскольку пропускная способность наших трубопроводов ограничена 120 млн. тонн в год и они уже полностью загружены. Однако некоторые проекты, не связанные с трубопроводными каналами в Европу, позволяют увеличить поставки нефти в среднесрочной перспективе. Что может существенно укрепить позиции нашей страны в диалоге с Западом.
Впервые за последние 10 лет Россия имеет возможность перевести свой статус во взаимоотношениях с Западом с уровня "младший-старший" на "равноправный" (конечно, с определенными оговорками). Раньше мы просили денег под структурные реформы и одновременно добивались отсрочки по старым долгам, объясняя свою позицию тем, что платить России все равно нечем. В результате западные страны ссужали нам деньги, но за это требовали политических уступок, что давало повод "патриотической оппозиции" обвинять правящий режим в предательстве национальных интересов. Теперь же российская власть не нуждается в кредитах, а может практически на равных добиваться для себя выгодных условий в международной торговле, поддерживая тем самым отечественных производителей. А именно это представляется важным для нашей экономики, поскольку внутренний спрос на отечественную продукцию ограничен низкими доходами большей части населения страны.
Неизвестно, как долго продержатся на высоком уровне цены на нефть. ОПЕК не может одномоментно нарастить объемы добычи до такого уровня, чтобы существенно сбить котировки на рынке. Однако, если российские власти не используют ближайшие месяцы, а может быть, и год-полтора для усиления свой экономической и внешнеполитической позиции, возможное значительное снижение цен на нефть разрушит то малое, чего удалось добиться отечественным компаниям после дефолта 1998 года. И тогда проблема-2003 перестанет быть каким-то абстрактным "выпадением основных производственных мощностей", а в совокупности с грузом внешнего долга России (очередной пик по которому как раз приходится на 2003-2004 годы) выльется в такой экономический кризис, когда дефолт 17 августа покажется легким заблуждением младореформаторов.