Олег Киселев.
Фото ИТАР-ТАСС
- ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ, вас называют одним из непосредственных инициаторов создания Общественного совета предпринимателей. Это действительно ваша инициатива?
- Это очень смелое название - один из инициаторов. Я бы сказал, один из организаторов и воплотителей инициатив. Наверное, это было бы правильно, потому что инициаторов достаточно много. Достаточно широкий круг моих коллег чувствует необходимость создания такого профессионального союза.
- В последнее время много говорили, что бизнес-элита не готова к консолидации. И вдруг такое решение.
- Надо понимать, что иметь в виду под словом "консолидация". Это не отмена конкуренции. Конкуренция - это то, что заставляет нас развиваться и совершенствоваться. Поэтому противоречия останутся. Но есть вещи, которые выше конкурентных противоречий. Это как бы наше общее представление о добре и зле, наши взгляды на развитие страны, на взаимоотношения, с обществом наши взгляды на роль власти и государства, на экономические и социальные законы. В целом у нас практически нет противоречий в этих областях. Мы можем по-разному это формулировать, но, в сущности, у нас уже есть классовое самосознание, классовое представление.
- И все-таки именно представители вашего класса еще совсем недавно отвергали идею того, что вообще можно сесть за один стол. Только если президент позовет.
- Этот тезис я оставляю на их совести.
- Кто из предпринимателей дал согласие войти в этот общественный совет?
- Я не берусь перечислить все фамилии. Например, Дмитрий Зимин (генеральный директор ОАО "ВымпелКом". - "НГ"), Алексей Мордашов (генеральный директор ОАО "Северсталь". - "НГ"), Каха Бендукидзе (генеральный директор ОАО "Уральские машиностроительные заводы". - "НГ"), Михаил Ходорковский (председатель правления ОАО ЮКОС. - "НГ"), Рубен Варданян (президент ИК "Тройка - Диалог". - "НГ"). В общем, я этот ряд мог бы продолжить.
- Но вы не назвали такие фигуры, которые в первую очередь ассоциируются с представителями вашего класса, - Чубайс, Березовский, Потанин...
- Чубайс поддержал нашу идею и будет участвовать в нашем мероприятии. С Березовским я не говорил и пока не знаю. Если он проявит к этому интерес и посчитает возможным для себя участвовать в нашем объединении, пожалуйста. С Потаниным же ведутся переговоры.
- Скажите, ваше объединение будет включать, условно говоря, человек 15-20 или же вы предполагаете впоследствии расширяться?
- Я не думаю, что это будет ограниченный круг. Это будет рабочий организм, в состав которого, естественно, войдут избранные люди для того, чтобы вместе работать. Но в целом круг этот открыт.
- Собственно, какие цели вы ставите перед собой, создавая такой общественный совет?
- Очень не хочется говорить прописные истины о гражданском обществе и его структурировании. Но все-таки я попробую. Согласитесь, что есть несколько направлений, по которым необходимо вести диалог. Одно из них - бизнес и власть. Власть дала понять, что она не намерена разговаривать с предпринимателями по отдельности, а будет вести диалог с некими коллективными органами, выражающими мнение многих, но не лоббирующими сугубо корпоративные интересы. Следующее направление - взаимоотношения бизнеса и общества. Совершенно понятно, что образовалось, мягко говоря, недопонимание со стороны общества и необходимо просто объяснять, необходимо, как вы любите говорить, проводить пиаровские акции.
- Нам имиджем решили поработать?
- Вы искренне считаете, что мы такие плохие?
- Речь не об этом.
- Взять, к примеру, вашу газету. Что бы было, если бы в свое время эти пресловутые олигархи не взяли на себя ответственности по финансированию СМИ?
- Нашлись бы другие олигархи.
- Но тем не менее это были бы богатые люди. Вы же не рассчитываете на то, что общество скинется по 10 рублей на поддержание свободной прессы. Следовательно, хоть что-то порядочное в этом мире олигархи сделали. С другой стороны, я не исключаю, что есть необходимость вырабатывать какие-то этические нормы и внутри бизнес-сообщества, которые не сильно возбуждали бы окружающий мир.
- Скажите, как на практике будет осуществляться ваша идея? Вы собрались, поговорили, может, что-то решили, а что дальше?
- Не знаю. Это примерно так же, как если бы я начинал бизнес, а вы бы меня спросили, как я буду заниматься им на практике. Хотите заняться, условно говоря, банковским делом - занимайтесь.
- Извините, но здесь существует четкая схема. Вы идете в Центробанк, собираете необходимые документы и пытаетесь получить лицензию.
- Для начала мы создадим некую организацию. И уже на базе этой организации будем работать.
- Вы намерены зарегистрироваться как общественная организация?
- Да. Не как партия, конечно.
- И планов таких нет?
- Нет. Буржуазные партии у нас в стране уже есть. Например, "ЯБЛОКО", СПС. Но хотя мы больше похожи на профсоюзную организацию, если это вообще применимо к капиталистам, реагировать на то, что происходит в мире, мы, наверное, будем. Все зависит от того, что называть политикой. Сейчас все в этом мире политика. Мы же живые люди, граждане этой страны, не самые последние и достаточно активные. Так что реагировать мы будем, но я не думаю, что это будут политические акты.
- Из тех, кто собирается войти в ваше общественное движение, часть заявлена в качестве кандидатов в совет предпринимателей при премьере...
- Совет при премьере, наверное, что-то должен советовать премьеру, говорить о том, что интересно ему, я так думаю.
- Но, наверное, и то, что интересно и бизнесу? Должна же быть обратная связь.
- Если бы это было интересно бизнесу, тогда не было бы "при". Честно признаться, все эти "при" мы давно уже прошли, этих "при" было сколько угодно. Я, например, сам по себе. Я вообще ни при ком. Вот правительство при мне. Оно при обществе. Если правительство создает при себе совет предпринимателей, почему оно не создает при себе совет пенсионеров или журналистов? Это, в общем-то, нонсенс. Или правительство не понимает, что происходит в стране?
- Создание совета при президенте было же фактически требованием бизнес-сообщества, точнее, одним из его требований.
- Никаких советов при президенте не собирались создавать. Создание совета предпринимателей при правительстве было инициативой председателя правительства или членов правительства. Бизнес-сообщество никогда не выступало с предложением создать при ком-то совет. Не было этого и у Путина.