Первому президенту России теперь есть о чем задуматься.
Фото АП
ПЕРВЫМ документом, подписанным Владимиром Путиным в ранге исполняющего обязанности президента РФ, стал указ о материальных и иных гарантиях его предшественнику, только что уступившему ему кресло главы государства Борису Ельцину.
Этот указ вызвал недовольство левых фракций новой Государственной Думы, которые даже сделали попытку убедить палату обратиться в Конституционный суд, а когда этого сделать не удалось, сами составили соответствующий иск. Главной претензией к путинскому указу стал тот его пункт, в котором прекратившему свои полномочия главе государства оставляли статус полной неприкосновенности. Депутаты недоумевали, почему бывший президент должен быть абсолютно неподсуден.
Запрос коммунистов и по сей день продолжает лежать в канцелярии на Ильинке, а тем временем на Охотный Ряд прибыл проект закона с тем же названием, что и указ Владимира Путина от 31 декабря 1999 года. Сейчас бумага разошлась по думским фракциям и комитетам и, предположительно, ее обсуждение в первом чтении может состояться в конце октября - начале ноября. Комитет Думы по государственному строительству, возглавляемый членом фракции КПРФ Анатолием Лукьяновым, уже отметил, что президент, выступивший с подобной инициативой, забыл присовокупить к законопроекту его финансово-экономическое обоснование.
Таким образом, депутаты пока не могут понять, во что обойдется федеральному бюджету комфортное существование Бориса Ельцина.
А именно это имя прежде всего всплывает в уме каждого законодателя, когда он берет в руки вышеназванный документ, хотя закон, если он будет, конечно, принят, касается всех будущих отставных президентов. Социальные, медицинские, бытовые и прочие условия жизни первого президента РФ, что в законопроекте, что в указе, изложены примерно одинаково. Бывший глава государства и члены его семьи могут жить в государственной резиденции, пользоваться государственным транспортом и связью, лечиться там, где они привыкли, охраняться на должном уровне, то есть фактически не замечать, что в их жизни что-то с этой точки зрения изменилось. Впрочем, очевидно, в расчете на следующих пользователей данного законопроекта - более молодых и полных сил - в отношении денежного содержания делается одна оговорка. В том случае, если бывший президент займет какую-нибудь государственную должность, ему пожизненная пенсия в размере 75% от оклада президента действующего больше не платится до тех пор, пока он снова не станет безработным.
Однако главным пунктом представленного Владимиром Путиным в Государственную Думу проекта закона, без сомнения, является статья # 3, объясняющая, что президент-отставник пользуется неприкосновенностью, то есть не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности "за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента РФ". Все остальные процессуальные действия - задержание, арест, обыск, допрос и личный досмотр - тоже не могут быть к нему применены в том случае, если они производятся в связи с теми делами, которые касаются исполнения им своих прежних полномочий главы государства.
Таким образом, Бориса Ельцина - после вступления закона в силу - в реальности могут преследовать за отдельные эпизоды его десятилетней деятельности. Конечно, в законном порядке обеспечить ему что-то вроде политической мести все равно будет невозможно, но вот попытаться привлечь его, например, к делам о коррупции его ближайшего - родственного и идейного - окружения в принципе теперь, видимо, станет делом менее фантастическим. Конечно, если такое когда-либо случится, то это вызовет серьезный юридический спор: была ли не слишком безупречная жизнь кремлевской команды частью президентских полномочий Ельцина или нет. Причем прежний режим проигрывает в случае любого ответа. Если он будет отрицательным, то главу государства и его сподвижников можно подвергнуть правовому преследованию, если положительным - то на ельцинское государство с исторической точки зрения ложится соответствующее клеймо, подтвержденное судебным решением.
Впрочем, все это только предположение, а в реальности, скорее всего, происходит следующее: Владимир Путин делает еще один шаг в направлении, все больше отдаляющем его от предшественника на российском троне.