Вице-премьеру Илье Клебанову пришлось держать отчет перед депутатами за
ГОСУДАРСТВЕННАЯ Дума попросила вчера президента, чтобы он включил около десяти депутатов в состав правительственной комиссии по расследованию причин происшествия с атомным подводным крейсером "Курск". Если такая просьба будет выполнена, отмечается в принятом вчера думском постановлении, комиссии необходимо придать статус государственной. В документе, подготовленном комитетом нижней палаты по обороне, кроме того, содержится следующая рекомендация кабинету министров: расходы по эвакуации тел погибших моряков и сам подъем "Курска" должны производиться не из средств, отпущенных в бюджете Министерству обороны, а из других источников федеральной казны.
Вчера же глава правительственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов выступил перед депутатами с отчетом о проделанной работе. Надо отметить, что сам доклад вице-премьера был максимально коротким и весьма общим, зато его подробные ответы на депутатские вопросы заняли больше часа. С самого начала он заявил, что по собственной воле в отставку не собирается, а подождет решения президента. Илья Клебанов в очередной раз повторил, что комиссия, отработав в общей сложности 14 версий, остановилась на трех основных - по его словам, "равновесомых". Это, как уже неоднократно упоминалось, пресловутая "нештатная ситуация в первом - торпедном - отсеке", которую докладчик позднее, правда, все-таки назвал "взрывом", затем - "столкновение с подводным объектом" и, наконец, встреча со старой миной. Видимо, чтобы заранее развеять все сомнения по поводу последней версии, вице-премьер сообщил, что взрывоопасная зона хотя и находится примерно в 40 милях от района аварии, но отдельные мины иногда заплывают и туда.
Подчеркнув, что версии об ошибке экипажа и о коварной диверсии в ходе расследования не подтвердились, глава комиссии снова рассказал о том, как флотские спасатели использовали все три "штатных" средства спасения экипажа, но сделать ничего не смогли из-за объективных причин - глубины в 107 метров и больших повреждений лодки. Илья Клебанов сказал, что и норвежские водолазы заранее знали, что, во-первых, спасти они никого не смогут, а во-вторых, там и спасать некого. Зампред главы правительства опять подтвердил информацию о наблюдавшихся в районе аварии буях неизвестного происхождения и снова отметил, что ни один из них подобрать не удалось. Естественно, некоторые депутаты не могли не вспомнить те первые после происшествия дни, когда официальные лица еще высказывали надежду на то, что часть экипажа лодки жива, и попытались обвинить высоких военных и гражданских чинов если не во лжи, то, во всяком случае, в распространении дезинформации.
Илья Клебанов заявил, что лично он никогда не лгал, а то, что некоторым кажется дезинформацией, таковой на самом деле не является. По его словам, все это стало результатом не всегда адекватного анализа того огромного потока информации, который поступал в течение первых трех суток.
Что же касается явно слышавшихся сигналов "SOS" с борта подлодки, записанных даже на пленку, то Клебанов сообщил, что он такую запись слышал, но заметил, что дальнейшее исследование не подтвердило рукотворного происхождения данных сигналов. Он в очередной раз описал все сложности, которые предстоят в ходе работ и по подъему тел моряков, и по вытаскиванию лодки со стометровой глубины, и подтвердил, что обязательно будет сделано и первое и второе. По словам вице-премьера, научно-исследовательское судно "Академик Келдыш" 23-24 сентября прибудет в район аварии "Курска" и после некоторого дооборудования начнет работы. С его помощью, заметил докладчик, одна из трех основных версий, возможно, станет единственной еще до подъема подводного крейсера.
Понятное дело, что депутаты жаждали какой-либо определенности по той версии, которая связана с участием в инциденте одной из американских субмарин. Фракция ЛДПР прямо с утра потребовала от Думы проголосовать за обращение к властям США и Великобритании с просьбой допустить российских депутатов к осмотру трех американских подлодок, а перед вице-премьером они поставили вопрос, доколе последние "будут толочься у наших берегов". В ответ на это Илья Клебанов подчеркнул, что учения происходили в нейтральных водах и плавать там никому запретить невозможно. Впрочем, он сообщил, что "одно из западных государств" уже после аварии "Курска" обратилось к России с предложением заключить международное соглашение о допустимом сближении подводных лодок. Что же касается возмущенных возгласов депутатов в отношении того, что российские власти не требуют от США допустить наших специалистов для исследования тех лодок, которые следили за учениями, то вице-премьер сказал, что соответствующие обращения уже делались, но ответов на них не поступило.
Спокойствие Ильи Клебанова остудило думцев, и к другому вице-премьеру - Валентине Матвиенко претензий в принципе не было. Тем более что по материальному обеспечению семей погибших военнослужащих все было сделано быстро и в полном объеме. Постановление же, предложенное фракциями СПС, "ЯБЛОКО", ОВР и "Регионами России", о создании специальной парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств аварии "Курска" большинства голосов - благодаря отрицательному отзыву Ильи Клебанова - не получило.