Пока Александр Жуков голосует против правительственного проекта бюджета.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
- АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, фактически все фракции Государственной Думы настаивают на том, чтобы правительство увеличило доходную и соответственно расходную части проекта федерального бюджета на 2001 год. Правительство с этим пока не соглашается. А как вы считаете, возможно ли такое увеличение и в каких пределах?
- Действительно, сейчас уже большинство фракций Государственной Думы довольно подробно ознакомилось с проектом бюджета на следующий год и имеет в отношении него свое мнение. Также мы в комитете по бюджету и налогам получили заключения большинства ведущих экономических институтов, которые все сходятся в едином мнении: основные макроэкономические показатели бюджета на будущий год несколько занижены. Оценки того, насколько занижены, у всех разные, потому что, к сожалению, наша экономика безусловно зависит от мировой конъюнктуры и прежде всего от цен на нефть. От этого показателя зависят и размер российского ВВП, и темпы роста нашей экономики, и объем валютных средств, которые получает страна. И, естественно, от этого фактора зависят доходы бюджета.
Правительство заложило в проект бюджета очень консервативную оценку динамики роста цен на нефть - они считают, что эта цена будет падать и в среднем в течение года составит около 21 доллара за баррель, что существенно ниже той цены, которая есть сейчас. Вокруг этого сегодня ведется много споров. Но даже если абстрагироваться от этой оценки правительства в отношении цен на нефть, все равно, на взгляд большинства экспертов, валовой продукт в конце этого года будет несколько больше, чем показывает правительство.
- Есть ли более или менее согласованное в думских комитетах мнение, насколько ВВП 2000 года будет больше, чем это планировалось при утверждении бюджета-2000?
- Примерно на 150 миллиардов рублей. А следовательно, оценка размера ВВП следующего года должна быть другой. С учетом же того, что предполагаемую среднегодовую инфляцию в 12 процентов многие также полагают весьма заниженной и считают, что она будет на уровне как минимум пятнадцати, а то и больше, рост ВВП в 2001 году должен быть еще большим. В общем, объем ВВП должен прогнозироваться миллиардов на 250-300 больше, чем это предлагается правительством. А от оценки валового продукта зависит и оценка доходов бюджета. По расчетам, которые мы сделали, могут быть существенно увеличены доходы, например, от импортных пошлин. Здесь, что совершенно очевидно, правительство ставит перед собой не самую высокую планку показателей, а значит, резервы увеличения доходов, безусловно, есть. Также и по подоходному налогу правительство, на наш взгляд, занижает планируемые поступления. По налогу на добавленную стоимость, по доходам от использования государственного имущества суммы, заложенные в бюджете, выглядят совсем незначительными. Очевидно, что и здесь имеются большие резервы для увеличения доходного показателя.
В общем, по оценкам большинства экспертов, даже если согласиться с ценой на нефть, которую прогнозирует кабинет министров, то и в этом случае дополнительные доходы могут быть найдены в сумме примерно 100 миллиардов рублей. Но при этом есть и большие сомнения по поводу того, что будут получены почти 2 миллиарда долларов от Международного валютного фонда, которые уже записаны в проекте бюджета-2001. Поскольку переговоры и в этом году идут тяжело и пока денег от МВФ не поступает, сомнения в отношении следующего года естественны. Поэтому вероятно, что часть вот этих дополнительных доходов бюджета должна быть направлена на замещение кредитов МВФ. А это примерно 50 миллиардов рублей. В этом случае бюджет, если, конечно, такое решение будет принято, станет уже не бездефицитным, а профицитным. Я думаю, что вокруг всего того, что я упомянул, и будут вестись самые большие споры при обсуждении бюджета как в комитете по бюджету, так и во фракциях, а также и на пленарных заседаниях Государственной Думы.
- Дополнительные доходы изыскиваются всеми прежде всего для того, чтобы увеличить те или иные расходные разделы проекта бюджета. Есть ли уже заявки на пока гипотетическую сумму в 50 миллиардов?
- Заявок на дополнительные расходы уже сейчас, как это всегда и бывает, получаем очень много. В первую очередь речь идет об увеличении расходов на оборону, а также доли регионов в консолидированном бюджете, поскольку в нем предусмотрена большая централизация средств - многие доходные источники переходят от региональных бюджетов в федеральный. Кстати, эту ситуацию на самом деле как-то сглаживать придется. Естественно, что и аграрии недовольны теми расходами, которые вошли в бюджет, и настаивают на их увеличении. Правые же, насколько мне известно, настаивают на существенном увеличении расходов на образование. В общем-то, сейчас все происходит так же, как и в предыдущие годы: серьезные заявки на увеличение есть по существу по каждому разделу расходов бюджета.
- А можно ли уже сказать, каким из этих заявок будет отдано предпочтение в ходе второго чтения?
- Ясно, что все запросы невозможно будет удовлетворить, даже если бюджетные доходы будут существенно увеличены по согласию правительства, но в какой-то части ряд поставленных депутатами проблем, безусловно, необходимо будет решать.
- Каковы же, на ваш взгляд, шансы на то, что 6 октября проект бюджета все-таки будет принят в первом чтении? Действительно ли они так невелики, как об этом сейчас говорят?
- Дело в том, что после введения в действие с 2000 года Бюджетного кодекса процедура рассмотрения бюджета в первом чтении несколько изменилась по сравнению с той, что была ранее. Если раньше у Думы не было выбора, она должна была рассматривать те макроэкономические показатели, которые представляло правительство, и либо соглашаться с ними, либо нет и, следовательно, отклонять бюджет, а после этого создавалась согласительная комиссия, которая одна только и могла изменить параметры доходов, расходов и дефицита, то теперь есть возможность еще до первого чтения изменить макроэкономические показатели и суммы доходов бюджета в том случае, если правительство дает на это свое согласие. Поэтому в принципе, если кабинет министров согласится с предложениями лидеров фракций, бюджетного комитета, которые еще, правда, предстоит сформулировать и утвердить, и предложит Думе несколько измененные показатели - скажем, увеличенные доходы и расходы, на первое чтение можно вынести документ уже поправленный. Шансы последнего, естественно, будут выше, чем у обсуждаемого сейчас в Думе.
- Какие компромиссы в денежном выражении между депутатами и правительством возможны?
- Мне сейчас трудно оценить, в каких цифрах может выражаться компромисс. Нужно все-таки прояснить позицию президента по целому ряду проблем: например, по поводу увеличения оборонных расходов. Нужно знать и позицию правительства - а готово ли оно вообще менять основные показатели бюджета или же станет жестко настаивать на рассмотрении Думой в первом чтении именно того документа, который был им представлен. Я думаю, что в течение ближайшей недели позиции всех сторон определятся четко.