ВЧЕРАШНЕЕ заседание бюджетного комитета Совета Федерации показало, что правительству трудно рассчитывать на принятие своего варианта бюджета в верхней палате парламента. Алексею Улюкаеву, который защищал позицию кабинета, пришлось нелегко. Губернаторские претензии множились с каждым новым выступающим. Наиболее активными критиками, как и ожидалось, были главы регионов-доноров - самарский губернатор Константин Титов и тюменский Леонид Рокецкий. Дошло до того, что, когда заговорили о намерении правительства централизовать выплаты ряда детских пособий, Титов обвинил пользующегося репутацией либерала Алексея Улюкаева в том, что тот "строит социализм", на что некоторые другие губернаторы тут же откликнулись: "Это было бы неплохо".
Суть конфликта ясна. Из-за правительственного предложения о сосредоточении в федеральном бюджете всего НДС немногочисленная группа богатых субъектов Федерации теряет более 24 млрд. руб., которые (через фонд финансовой поддержки регионов) будут переданы более бедным областям и республикам. С другой стороны, ликвидация дорожных фондов лишает местные власти значительных финансовых ресурсов. Еще одну горькую пилюлю губернаторам пришлось проглотить уже не от правительства, а от президента в виде законопроекта о поправках к Бюджетному кодексу, лишающих регионы возможностей брать внешние займы напрямую. Возможно, тот факт, что инициатива исходила от Кремля, уже один раз заставившего сенаторов подчиниться своей воле, стал причиной единодушного одобрения, которое высказали вчера члены Совета Федерации этому предложению. Очередное урезание прав губернаторов не произвело должного впечатления на сенаторов еще и по той причине, что ряд кредитов, к примеру, выделяемых ВБ, так и остается неиспользованным.
Между тем некоторые "богатые" сенаторы уже стали задумываться над тем, как распорядятся дополнительными дотациями их коллеги. Леонид Рокецкий, например, задавался вопросом о том, почему в дотационных регионах нередко увлекаются предоставлением льгот (субсидии на ряд продуктов, бесплатный транспорт и т.д.), которые не могут себе позволить регионы, существенно пополняющие федеральный бюджет. Прозвучали намеки на отдельных лидеров, которые летают на специальных самолетах и отделывают шикарные офисы для своих московских представительств.
Оказалось, однако, что межбюджетные отношения - далеко не единственный камень преткновения. Многие критики бюджета уже упрекнули правительство в том, что оно искусственно занизило доходы в законопроекте. Глава думского бюджетного комитета Александр Жуков заявил, что без пересмотра ряда основных показателей бюджет вряд ли будет одобрен нижней палатой. Возражения вызвала и вторая статья бюджетного законопроекта, которая предписывает направлять все дополнительно получаемые доходы на обслуживание внешнего долга. Перекос расходной части в сторону выплат зарубежным кредиторам отметил в своем выступлении и Сергей Степашин, представивший сенаторам заключение Счетной палаты. Кстати, в этом документе содержится предложение принять отдельный бюджет государственного долга России, который содержал бы заново проверенные и уточненные цифры. Любопытно, что Сергей Степашин фактически поддержал Юрия Лужкова в его споре с федеральными властями, заявив, что отмена субвенций Москве является прямым нарушением закона.
Помимо негативного сигнала из Совета Федерации правительство вчера же получило неприятный сюрприз от Государственной Думы, которая как бы между делом приняла решение, ставящее под угрозу один из источников формирования доходной части бюджета 2001 года - приватизацию. В среду Дума одобрила в первом чтении дополнения в Закон "О приватизации государственного имущества". В соответствии с ними до принятия федерального закона о государственной программе приватизации все сделки по объектам, балансовая стоимость которых превышает 5 млн. руб., приостанавливаются. Это ставит под угрозу целый ряд задуманных правительством проектов, таких, как продажа части госпакетов акций "Газпрома", "ЛУКОЙЛа" или "Славнефти".
Итак, защищая свой бюджет, правительство пока не сумело найти такую тактику, которая убедила бы парламентариев в необходимости его одобрения. Заявление о том, что депутаты просто не до конца ознакомились с полученным текстом (об этом говорил Алексей Улюкаев), звучит просто наивно: те, кто хотел, ознакомились, а остальные привыкли прислушиваться к мнению своих более активных коллег. Сенаторы, с одной стороны, заинтересованы в принятии бюджета в этом году - регионам необходимо принимать свои финансовые планы, с другой - попытаются до конца использовать оставшееся время.