В Токио - громкий скандал вокруг очередного провала российских спецслужб. Во время проведения конспиративной встречи со своим агентом оперативниками японской контрразведки захвачен с поличным российский военный дипломат капитан 1 ранга Виктор Богатенков (по данным японских источников - второе лицо в посольской резидентуре ГРУ). Состоявший у него на связи 38-летний капитан 3 ранга Сигэхиро Хагисаки, сотрудник НИИ Управления национальной обороны Японии, уже дал признательные показания и сообщил, что занимался шпионажем в пользу России на протяжении года. Ранее Хагисаки занимал ответственную должность в штабе национальных ВМС.
Встреча Богатенкова и Хагисаки проходила в четверг вечером во второразрядном ресторанчике под названием "После пяти часов". Едва оператор ГРУ и его агент приступили к трапезе, как их столик был блокирован несколькими молодыми японцами внушительного телосложения. Представившись сотрудниками полиции, они предложили проследовать в ближайший полицейский участок для разбирательства. Капитан 1 ранга Виктор Богатенков, как это и положено по инструкции, заявил протест и, показав свою дипломатическую карточку, быстро покинул ресторан. Прибыв в посольство, он поставил в известность о случившемся ожидавшего его атташе по вопросам обороны капитана 1 ранга Александра Агапова. Тот, в свою очередь, сначала дал шифротелеграмму в Москву, затем доложил об инциденте послу.
Скорее всего МИД Японии не будет объявлять провалившегося разведчика персоной нон грата и предпочтет дождаться, когда ведомство, командировавшее этого человека, отзовет его домой. Тем самым японцы постараются свести к минимуму риск ответных шагов со стороны Москвы. Впрочем, вчера в соответствующем отделе Управления контрразведывательных операций Первого департамента ФСБ, осуществляющего контроль за сотрудниками посольства Японии в РФ, уже приступили к составлению проскрипционных списков. Они могут понадобиться в том случае, если Владимир Путин даст распоряжение о высылке одного из японских дипломатов. Среди намеченных жертв - представители главным образом политического отдела посольства. Что же касается японских военных, работающих в Москве, то их высылка маловероятна. Японский военный атташе полковник Коуки Арасе только приступил к исполнению своих обязанностей, проработал чуть больше месяца и еще не успел "наследить". К тому же сотрудники военного атташата Японии занимаются сбором информации с легальных позиций, очень плохо знают русский язык и не ведут самостоятельной вербовочной работы.
Этого не скажешь о токийской резидентуре ГРУ. Среди интересующих ее вопросов - организация и боевое предназначение соединений японских ВМС, планы их мобразвертывания, организация взаимодействия с 7-м оперативным флотом ВМС США, подробные характеризующие данные на японских адмиралов и старших офицеров, занимающих ключевые посты, планы военного кораблестроения в Японии и их практическая реализация, система связи и боевого управления, осведомленность противника о техническом состоянии и боевой готовности сил Тихоокеанского флота, в том числе о морских стратегических ядерных силах ТОФа. На добывание указанных сведений и был нацелен капитан 3 ранга Сигэхиро Хагисаки.
В целом при анализе зарубежных операций двух основных российских спецслужб - ГРУ и СВР - складывается впечатление, что они никак не могут выйти из затянувшейся полосы кризиса. Многочисленные скандальные провалы, сопровождающие деятельность зарубежных резидентур военной и политической разведок России, на протяжении последних нескольких лет свидетельствуют, что необходимо принятие неотложных мер по исправлению сложившейся ситуации. В самом деле, нельзя же после очередной поимки с поличным офицеров российской разведки всерьез воспринимать заявления Министерства иностранных дел РФ о "провокациях", "попытках вбить клин" и "ухудшить двусторонние отношения". Просто спецслужбам надо лучше работать, а коль скоро случился провал - то держать удар.
Похоже, осознание этого факта Владимиром Путиным и привело к отставке весной 2000 года с поста директора СВР Вячеслава Трубникова, донесения которого из Ясенева в Кремль не всегда отличались оперативной остротой и носили, по мнению источников "НГ", излишне "академический" характер.
Вместо него из Вашингтона по рекомендации секретаря Совбеза Сергея Иванова был вызван прозябавший в безвестности в качестве официального представителя СВР в США генерал-лейтенант Сергей Лебедев, призванный внести живую струю в коридоры штаб-квартиры Службы внешней разведки и определить новые приоритеты в ее деятельности. И он действительно сумел уже кое-что сделать. В ГРУ же никаких изменений не произошло.
Нынешний начальник российской военной разведки генерал-полковник Валентин Корабельников в узких кругах прославился тем, что, едва успев занять в 1997 году кресло своего предшественника Федора Ладыгина, попытался выдавить из центрального аппарата ГРУ в Военно-дипломатическую академию своего первого заместителя Владимира Измайлова, куратора стратегической агентурной разведки, носителя уникального опыта и знаний, выдающегося организатора закордонных операций. Скандал едва не выплеснулся на страницы СМИ, где группа бывших резидентов ГРУ планировала опубликовать материалы с протестом против произвола. Реальность же такова, что именно благодаря генерал-полковнику Измайлову ГРУ пока еще способно решать задачи, поставленные политическим и военным руководством страны. Именно Измайлов с командного пункта ГРУ руководил действиями российских десантников во время их знаменитого марш-броска на Косово, взяв на себя наряду с министром обороны Игорем Сергеевым и генерал-полковником Леонидом Ивашовым персональную ответственность за исход этой операции, теперь вошедшей во все учебники современного военного искусства.
В последнее время Валентин Корабельников тесно сблизился с начальником Генерального штаба Анатолием Квашниным, всячески подогревая министерские амбиции последнего. В группировке Квашнина Корабельников выполняет функции своеобразного "серого кардинала". Оба военачальника неоднократно совместно проводят досуг, где без опаски быть услышанными кем-либо они, очевидно, обсуждают планы на будущее. Некоторые источники даже утверждают, что в случае занятия Квашниным должности министра обороны Корабельникову будет предложен пост начальника Генерального штаба.
Учитывая, что скандальный случай в Токио, где только что побывал президент Путин, нанес несомненный удар по репутации России, Кремль намерен тщательно разобраться в его причинах. Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов дал указание представить ему все необходимые материалы по инциденту.