Московские власти переживают трудные времена. Вот уже третий месяц, с редким постоянством, правоохранительные органы примерно каждые две недели пишут представления в мэрию и в городскую Думу. Причем и Мосгорпрокуратура, и Следственный комитет при МВД РФ, и Генпрокуратура, строго охраняя тайну следствия в деталях, аккуратно сообщают общественности о сути своих претензий в средствах массовой информации. Столичная мэрия, в свою очередь, тоже отвечает следственным органам через прессу, не стесняясь в выражениях.
Сегодня пройдет первое осеннее заседание Московской городской Думы, и, видимо, на нем депутаты вернутся к обсуждению внезапно осложнившихся отношений с прокуратурой. За последние годы представители органов следствия и надзора 14 раз обращались в Московскую Думу с предложением внести поправки в некоторые правовые акты, принятые ранее столичными парламентариями, ввиду их несоответствия федеральному законодательству. В принципе, поскольку федеральное и московское законодательства меняются с разной степенью интенсивности, правовые акты Центра и региона то и дело просто "должны" приходить в противоречие. Государственная Дума порой просто не успевает за региональным законотворчеством, особенно по вопросам местного самоуправления. Некоторые ходатайства прокуратуры были удовлетворены, и законы, соответственно, исправлены. Однако при внесении корректив в ряд других правовых актов московские думцы столкнулись с глобальной проблемой российского законодательства, которая в последнее время, в связи с государственной кампанией по приведению региональных законов в соответствие с федеральными, приобрела особую остроту. Дело в том, что некоторые федеральные законы, которым противоречат московские правовые акты, иногда сами не соответствуют вышестоящим нормам (например, положениям Гражданского кодекса).
Очевидно, что решение этой ситуации возможно только в суде. Причем такой судебный процесс был бы выгоден обеим сторонам: местные законодатели при корректировке своих кодексов будут руководствоваться судебным прецедентом, а объем работы прокуратуры несколько сократится в связи с усовершенствованием федеральных правовых актов. Тем более что отношения с прокуратурой у московских думцев весьма "теплые": председатель комиссии по законности и безопасности Олег Бочаров утверждает, что иногда "без учета мнения прокуратуры" депутаты просто отказываются рассматривать правовой акт. А в Уставе города Москвы прокуратура даже наделена неограниченным правом законодательной инициативы, хотя пользовалась она им с 1995 года всего лишь дважды (что явно недостаточно с учетом всех 14 несоответствий). Поэтому решение Мосгорпрокуратуры обратиться в суд по восьми московским законам городская Дума почти приветствует. Во всяком случае, не рассматривает это "как прецедент насилия". Тем более что до сих пор московским думцам все еще неизвестно, какие именно пять правовых актов будут рассматриваться в суде. Мосгорпрокуратура, несмотря на постоянное присутствие своего представителя на заседаниях Мосгордумы, так и не представила соответствующей информации на этот счет. (В то же время полпред президента РФ по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко считает, что 12 законов и 24 нормативных акта, действующих в Москве, должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством.)
В принципе городская Дума могла бы усилием политической воли буквально в несколько дней привести свое законодательство в соответствие с федеральным, минуя судебную инстанцию. Но, по мнению Олега Бочарова, "сделать это за одни сутки, как в Республике Калмыкия, - это чисто политический акт, который показывает, что никакой надежной законодательной системы в регионе нет". То есть за другие сутки весь такой законодательный кодекс можно будет так же быстро вывести из-под федеральной юрисдикции. Поэтому московские думцы не спешат с корректировкой своих законов. Поскольку ни в одном из представлений прокуратуры не говорится о прямом противоречии, везде необходим судебный прецедент.
Однако разгорающийся конфликт мэрии и правоохранительных органов может сильно осложнить эти идиллические отношения. Представители Мосгордумы чрезвычайно заинтересовались представлениями Следственного комитета при МВД и Генпрокуратуры, адресованными московскому правительству. Уже в понедельник на предварительном заседании депутатов ознакомили с письмом из Следственного комитета, в котором речь шла о фактах коррупции в московском правительстве. Интересно, что первая реакция думцев была такой же, как и в мэрии, - глубокое недоумение. Видимо, и в Думе, и в московском правительстве не хватает квалифицированных юристов, которые бы объяснили, что Следственный комитет просто обязан уведомить соответствующие структуры о факте присутствия в их рядах расхитителей и мздоимцев. Но в письме, с точки зрения депутата Олега Бочарова, просто не хватает информации для такого скандала, который разразился в прессе.
По мнению экспертов "НГ", причины, побудившие Юрия Лужкова начать совещаться со своими думцами, не понятны, поскольку право отстранения коррумпированных чиновников от должности не входит в сферу компетенции Мосгордумы. Пока мэрия еще не представила своего ответа в Следственный комитет, и с ответным письмом люди Лужкова, видимо, решили "тянуть" до крайнего срока (до 9 сентября). Единственным объяснением может быть желание московской политической элиты "сплотить ряды" перед явно усилившимся нажимом со стороны силовых структур. Дело в том, что на днях Генпрокуратура обратилась в Министерство имущественных отношений с предложением прекратить практику делегирования субъектам Федерации, нарушающим законодательство, полномочий по управлению федеральной собственностью. Причем поводом для протеста Генпрокуратуры и возбуждения уголовного дела по части 3 статьи 174 УК РФ послужили нарушения, предпринятые органами московского правительства по управлению имуществом города в отношении объектов федеральной собственности. Очевидно, что московские думцы могли бы уклониться от ответственности при предъявлении обвинений в коррупции некоторым чиновникам мэрии. Но подкрепление этих обвинений еще одним уголовным делом, да еще и потенциальное вторжение в полномочия субъекта Федерации со стороны федерального Центра автоматически вовлекает депутатов Мосгордумы в процесс противостояния Лужкова и правоохранительных структур.
С самого начала путинских реформ было очевидно, что в процессе укрепления властной вертикали федерального Центра ответной реакцией региональных политических элит станет консолидация и "тихое", но настойчивое отстаивание своих позиций. Москва в этом смысле целиком оправдала экспертные оценки. Сегодня столичная мэрия "громко", а Мосгордума "тихо" доказывают свое право иметь собственное мнение, отличное от политики Центра.