КОНФЛИКТ между губернаторами и президентом, возникший после подписания Владимиром Путиным Указа о реформировании Совета Федерации, казалось, уже исчерпал себя. Помогла этому новая идея Кремля о создании Госсовета. Почти два месяца высшая исполнительная и региональная власти были заняты серьезным обсуждением этой проблемы. Наконец в последний день августа президент объявил, что до образования Госсовета остались считанные часы.
Структура Госсовета стала своеобразной проекцией взглядов Кремля как на региональную политику, так и на перспективы государственного устройства России. Окончательный вариант устройства Госсовета существенно отличается от модели, обсуждавшейся на ранних этапах согласования. Тогда речь шла о том, что между президентом и губернаторами будет находиться не "ротационный" президиум, а конкретный человек - секретарь совета. Не случайно, видимо, в ходе обсуждения этой идеи Владимир Путин встречался и с Евгением Примаковым, и с Михаилом Горбачевым, и даже с Борисом Ельциным. Впрочем, ни экс-президент СССР, ни первый президент России всерьез претендовать на роль главы Госсовета не могли изначально. Горбачев - в силу своей непопулярности в губернаторских кругах, хотя во многом именно благодаря ему главы местных администраций получили тот объем полномочий, с которыми в настоящее время пытается бороться Владимир Путин. Ельцин - главным образом из-за возраста, хотя и он, продолжая горбачевскую традицию, сделал немало для образования в России фактически конфедеративных отношений между Центром и регионами.
По-настоящему серьезно претендовать на пост главы Госсовета мог, пожалуй, только Евгений Примаков. Однако на тот момент сам Евгений Максимович от публичных комментариев своих намерений отказывался, зато его окружение активно давало понять, что лидер фракции ОВР всерьез эту перспективу не рассматривает. Возможно, это связано с тем, что Примакова не устраивал обсуждавшийся тогда статус Госсовета, который на тот момент планировалось сделать консультативно-совещательной структурой при президенте. К тому же в свое время у Примакова были свои соображения по поводу роли и функций вертикали власти, хотя он тоже хотел поставить губернаторскую политику под серьезный контроль Центра.
На момент переговоров с Евгением Примаковым в Кремле преобладала идея сделать Госсовет по возможности компактным органом с участием не более 20 региональных лидеров. Фактически в этом предложении содержалось прямое указание на ту "избирательность", которой так боялись губернаторы и которая в конечном счете могла бы стать первым шагом к созданию унитарной системы управления государством. И похоже, что отказываться от этого подхода Кремль пока не намерен. Это, кстати, подтверждается тем вариантом структуры Госсовета, которая, скорее всего, будет отражена в соответствующем указе президента. Несмотря на то что в состав нового органа власти попадут руководители всех 89 субъектов Федерации, идея "избирательности" из Госсовета все-таки не исчезает. Только теперь она проявится через состав ротационного президиума, в основе формирования которого при ближайшем рассмотрении лежит тот же принцип деления России на семь федеральных округов.
В то же время не исключено, что после фактического повышения статуса Госсовета фигура Евгения Примакова снова может выйти на первый план, а включение в новую структуру еще одного посреднического звена между президентом и губернаторами опять приобретет актуальность. По большому счету это могло бы устроить и Владимира Путина, давно прислушивающегося к советам отставного премьера и губернаторов, которым выгодно выбрать из "двух зол меньшее", и в конечном счете самого Примакова, которому должно быть попросту тесно в стенах Государственной Думы.
Склонность Центра к унитарной модели не только настораживает губернаторов, но и заставляет их предпринимать ответные шаги. В этом смысле очень характерным является коллизия с корректировкой названия Госсовета. Однако Кремль, не желающий обострять и без того напряженные отношения с губернаторами, похоже, готов пойти и на более серьезные уступки. Как утверждают источники "НГ", в активе у Владимира Путина есть довольно серьезный компромиссный ход, касающийся возможности неограниченного продления сроков полномочий глав региональных администраций. Тем более что руководители субъектов Федерации, не желая расставаться с властью, уже сейчас начали подыскивать различные аргументы для того, чтобы оттянуть этот момент.
Скорее всего, в ближайшем будущем Владимир Путин будет вынужден сочетать жесткую риторику с компромиссными шагами. Собственно, первый раунд этой тактики президент и продемонстрировал как раз в день совещания с губернаторами по поводу Госсовета. Его заявление о том, что в региональных законодательствах можно найти "все что угодно" вплоть до суверенитета, выглядело действительно довольно жестко. Однако в ответ на эту реплику, кроме губернаторского молчания, которое можно трактовать как явное несогласие, Владимир Путин не услышал ничего. И это фактически означает, что конфликт между Центром и регионами далеко не исчерпан и обе стороны вынуждены идти на компромисс.
Так, например, изменив название новой структуры - вместо Госсовет при президенте Госсовет РФ, - Владимир Путин уже сделал губернаторам колоссальную уступку. Это, в частности, признал и президент Татарстана Минтимер Шаймиев, заявивший, что само название Государственный Совет Российской Федерации "несет большие смысловые нагрузки". "Я думаю, - подчеркнул он, - что, когда будет разрабатываться положение, это название скажется на его содержании". По сути, можно предположить, что губернаторы не теряют надежду придать Госсовету конституционный статус.
Несмотря на то что самарские переговоры должны были завершить серию дискуссий о Госсовете и президент заявил, что готов подписать указ "хоть завтра", вчера Владимир Путин посчитал необходимым снова вернуться к этой теме. И вряд ли речь идет о простых "технических формальностях". Во всяком случае, президентская виза на документе появилась вчера уже под вечер.