ЗАЯВЛЕНИЕ министра иностранных дел России Игоря Иванова, сделанное им 30 августа, о том, что Россия выходит из Бишкекского соглашения от 9 октября 1992 г. о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников, возбудило много вопросов. Хотя правительство РФ приняло еще в июне соответствующее постановление, ни силовые структуры, ни другие министерства никаких конкретных указаний и разъяснений не получали. Ряд обстоятельств косвенно указывает на неподготовленность самой России к этому шагу.
Почти на год российского министра опередила "НГ", которая в сентябре 1999 г. поставила вопрос о том, что интересы национальной безопасности страны и просто безопасности граждан требуют выхода России из Бишкекского соглашения. Однако предполагалось само собой, что при этом будет осуществляться четкая координация действий министерств и ведомств, в том числе и тогда еще здравствующей миграционной службы. О какой-либо координации говорить сегодня не приходится. Каким образом будут укреплены границы (скажем, между Россией и Казахстаном) - неясно. Каких средств потребует отмена безвизового режима и сколько конкретно потребуется пропускных пунктов (вдобавок к пунктам иммиграционного контроля) - тоже неясно.
Хотя в заявлении Игоря Иванова и говорится о том, что Россия "не намерена создавать искусственных барьеров и отгораживаться от партнеров по Содружеству", пока непонятно, каким образом реально "благоприятный режим передвижения граждан" будет сочетаться с наведением порядка в нашем бесконтрольном проходном дворе. Да, с Украиной, Азербайджаном и Туркменией на основе двусторонних отношений этот процесс регулируется (думается, что и принятые ранее межправительственные соглашения, регламентирующие "взаимные поездки граждан", тоже нуждаются в пересмотре), но двусторонние соглашения представляют собой инструмент относительного контроля над ситуацией.
"За кадром" остается немало других вопросов: по отношению к каким категориям граждан СНГ будут приниматься "визовые" меры? Каков временной порядок действия? На какие российские структуры будет возложена главная нагрузка (пока это МИД и правоохранительные органы)? Как это скажется на отношениях внутри стран СНГ - скажем, внутри Таможенного союза? Спокойствие в нынешней ситуации сохраняет только российский МИД. Представители консульской службы нам ответили, что в течение по крайней мере трех месяцев Россия и страны СНГ будут решать эти вопросы на двусторонней основе, так что оснований для паники нет. Определенно можно сказать только о том, что нововведения не отразятся разве что на Белоруссии, а со всеми остальными странами СНГ будут вестись переговоры и консультации. По словам мидовцев, Россия, перед тем как объявить о своем выходе из Бишкекского соглашения, провела консультации со всеми странами Содружества, после чего все участники СНГ пришли к выводу, что Бишкекское соглашение сыграло свою положительную роль, но себя уже исчерпало.
Особо следует отметить, что чуть раньше президент РФ Владимир Путин дал четкие гарантии своему азербайджанскому коллеге Гейдару Алиеву, что по отношению к его стране визового режима не будет. По не до конца проверенной информации, в этом же был заверен недавно в Ялте и Эдуард Шеварднадзе относительно Грузии.
Похоже, что многие средства массовой информации России поторопились с утверждением, что безвизовый режим в СНГ отомрет 1 декабря. Скорее всего это произойдет как минимум двумя годами позже.