Владимир Филиппов, судя по всему, уже выбрал путь, по которому поведет российское образование в ХХI век.
Фото Валерия Киселева (НГ-фото)
НАКАНУНЕ начала нового учебного года министр образования РФ Владимир Филиппов в очередной раз с экрана телевизора подтвердил реальность намерений отмены в скором будущем вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Какая замена предлагается? Вместо экзаменов Владимир Михайлович планирует ввести так называемый единый общенациональный экзамен. То есть выпускники школ по всей стране сдают стандартизованный экзамен и по результатам этого "национального дерби" по своему выбору могут без экзаменов поступать в вузы страны.
В беседе с корреспондентом "НГ" министр образования подчеркивал, что этот шаг должен прежде всего положить конец практике взяточничества при приеме в институты и университеты. "Многое на сегодня определяют социально-экономические условия, - заявил Владимир Филиппов. - Немало способствует коррупции и существующая оплата профессорско-преподавательского труда. Надо заметить, что сами ректоры заинтересованы в том, чтобы изменить мнение общества о вступительных экзаменах в вузы... Но с помощью милиции или прокуратуры этой проблемы не решить. Нужен другой путь. Надо отменять вступительные экзамены и заменять их единым испытанием по всей территории страны, и тогда проблема постепенно будет решена. В этом направлении мы должны идти, и это намечено в стратегии образования. Ближайший год мы будем заниматься теорией этого вопроса, а затем проведем эксперимент в ряде регионов страны. И уже тогда решим, в какой форме это испытание проводить". Однако благой порыв министра образования РФ, буде он реализован (а дело, судя по последнему заявлению Владимира Филиппова, к этому идет), грозит окончательно разрушить не только систему высшего образования в стране, но и самую лучшую, по мнению многих экспертов, систему начального и среднего образования.
Не случайно уже вчера ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий выступил с резкой критикой заявления министра Филиппова. Неподготовленные и непродуманные реформы ради реформ, тем более в такой жизненно важной сфере, как образование, могут только навредить. Понять Виктора Антоновича можно. Ведь совершенно очевидно, что в лучшем случае проект Минобразования можно назвать лишь абсолютно нереальной фантазией. Складывается впечатление, что в министерстве слабо представляют себе реалии российской действительности.
Как практически намечается реализовать стандарты на единое испытание по всей стране, когда даже сегодня абсолютно очевиден грандиозный разрыв в уровне подготовки школьников не то что в пределах одного города, но даже в пределах одного района крупного города? Про сельские школы я уже и не говорю. Как вузы смогут отбирать будущих студентов (а это не только их право, но и непременное условие действительно качественной подготовки специалистов)? Совершенно очевидно, что для предотвращения лавины заявок абитуриентов в самые престижные вузы потребуется так или иначе вводить какие-то ограничения. Кто это будет делать, на основании каких исходных данных, если все претенденты сдали одинаковый общенациональный тест? Где гарантии, что коррупция при поступлении в вузы просто не опустится на один уровень ниже - в среднюю школу: нетрудно представить, на что способны родители, лишь бы их ребенок получил высокий балл на этом самом общенациональном экзамене? Кстати, со школьными учителями - ни в коей мере не хочу их обидеть, но это просто естественно-научный факт - в этом смысле будет проще договориться. В том числе и в психологическом плане.
В общем, вопросов больше чем достаточно. Именно поэтому, например, доктор философских наук, сотрудник Института философии РАН, автор исследований по истории педагогики и образования Вадим Розин на мой вопрос, как он оценивает намечаемые новации в системе образования, отметил: "Я оцениваю эти новации достаточно скептически. Мне действительно кажется, что это больше форма и, главное, это не решает проблемы. Не так проста и проблема единого экзамена. Это еще очень и очень непростой вопрос: как оценивать знания. Это сложнейшая проблема. Если вам нужно проверить - овладел человек тупо каким-то приемом или нет - и тестирование, и единый экзамен вполне подходят для этих целей. Но ведь вопрос не в том, сколько человек знает, а в том, может ли он решать творчески задачу, может ли он ориентироваться, может ли он сам организовать обучение. Если вы не меняете способа преподавания, содержания образовательного процесса, целей - никакое увеличение сроков преподавания ничего не даст". (Полностью интервью с Вадимом Розиным читайте в сегодняшнем выпуске приложения "Круг жизни").
Увы, складывается полное впечатление, что руководство Минобразования не ведает, что творит. Серия последних шагов министерства - переход на 12-летнее школьное образование, усиленно продавливаемое решение о введении повсеместного тестирования вместо традиционных экзаменов и теперь вот общенациональный экзамен с непредсказуемыми последствиями - складывается во вполне траурную картину для отечественного образования. А ведь уже прозвучали предложения начинать обучение наших детей с пятилетнего возраста.
Неужели Владимир Филиппов настолько наивен, что не видит очевидных даже простому смертному фактов? Вряд ли.
Неубедительно выглядят объяснения Владимира Филиппова, что двенадцатилетка призвана "сократить объем материала в обязательной средней школе примерно на 20% и перенести содержание этих 20% в старшую, профильную школу (11-12-й классы). Туда же передать ряд сложных разделов физики, химии, биологии, некоторых гуманитарных дисциплин. Реализация принципа здорового образа жизни требует ввести в аудиторное содержание школы как можно больше уроков физкультуры. Следует решить вопрос о практической ориентации знаний. Остро встает проблема подготовки человека еще в школе к жизни в обществе, семье". Почему для достижения этих целей необходимо ломать, может быть, один из последних качественно работающих, несмотря на все огрехи и прорехи, социальных институтов!
По нашим данным, самым активным сторонником общенационального экзамена является, например, заместитель министра Виктор Болотов. Более того, программа реформирования общенациональной системы образования, которая де-факто осуществляется уже в России, получила добро в грефовском Центре стратегических разработок. Возникает вопрос: насколько министр образования РФ свободен в принимаемых им (или от его имени) решениях?
Как бы там ни было, нынешняя попытка "уравнять" всех выпускников школ в правах перед лицом поступления в вуз, в итоге выльется в еще более жестокую систему коррупции, а следовательно, и социальной сегрегации.