ЧЕРЕЗ несколько дней состоится официальный визит президента России в Японию. В последнее время отношения двух стран потеплели, достаточно вспомнить особый прием, оказанный японцами Владимиру Путину на недавней встрече "Большой восьмерки" на Окинаве. Однако главная "заноза" в наших отношениях - проблема Курил - будет, вероятно, затронута восточным соседом и на этот раз. Недаром по пути в Токио президент сделает остановку на Сахалине (Курильские острова входят в состав Сахалинской области).
До недавнего времени споров по островам практически не было - незыблемость послевоенного устройства мира представлялась очевидной: решениями Ялтинской конференции все Курилы и Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу, а Потсдамская декларация указывала, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем". Иными словами, согласно принципу полной и безоговорочной капитуляции, Япония лишалась международной правосубъективности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов 29 января 1946 года военная администрация США в Японии издала директиву # 677, согласно которой из-под японской юрисдикции исключались все, без изъятия, Курильские острова.
Казалось бы, вопрос исчерпан. Однако в период распада СССР наши соседи достаточно жестко поставили вопрос о Курилах перед новой Россией, увязав его с дальнейшим развитием всего комплекса двусторонних отношений, и объявили острова "спорными территориями". Основа любого спора - сомнение. Но ведь мировое сообщество не подвергает сомнению упомянутые выше документы по послевоенному устройству так же, как никто не сомневается в существовании государства России, которое, как правопреемник СССР, сохраняет его узаконенные международные права.
Не будем лукавить: у россиян (впрочем, как и у японцев) нет единого отношения к проблеме Курил. О значимости для нас этого "клочка" скажу ниже, а пока хочу высказать свое личное отношение к вопросу "отдать - не отдать" не как государственный чиновник, а как гражданин.
Если нерушимость послевоенного устройства будет поколеблена - мир вступит в эпоху нового глобального передела. За примерами далеко ходить не надо: возьмем хотя бы схожую по политической судьбе с Курилами Калининградскую область. Самый Восточный и самый Западный регионы отечества. Роднит их то, что оба стали нашими территориями по решению Потсдамской конференции 1945 года. Пойдя на уступки с первым, мы спровоцируем притязания на второй. А это уже - начало конца целостности и безопасности страны.
Я калининградец и понимаю, что малейшее сомнение в незыблемости послевоенного устройства мира тут же ударит по области. Сейчас о ее возможной "продаже" или "передаче" Германии рассуждают разве что крайние экстремисты. Но если будет создан прецедент с Курилами, реваншисты не заставят себя ждать.
Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой подхода к проблеме Курил, - это решения держав-победителей в Ялте, Потсдаме и мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году в Сан-Франциско 51 государством.
Вернемся к вопросу о "кчемности или никчемности" нашего "клочка" на краю света. В рамках подготовки к визиту Госкомрыболовство РФ участвует в проработке экономических аспектов "сахалинского (курильского) пункта" предстоящих переговоров, а именно: в подготовке предложений по урегулированию ситуации с рыбным промыслом в районе гряды в увязке с общим комплексом проблем освоения нашими странами морских ресурсов Дальневосточного бассейна Тихого океана.
Сегодня "территориальный диспут" двух стран все больше получает рыболовную, морскую направленность. Японцы настаивают на ведении промысла именно у "спорных" островов, требуя при этом обеспечить им так называемый "безопасный промысел", иными словами - вести его в наших исключительных экономических водах по своим, а не по российским правилам рыболовства. И что бы кто ни говорил, основная подоплека территориальных притязаний японцев - экономическая. Акватория Курильской гряды - одна из богатейших в Мировом океане по запасам водных биоресурсов, причем наиболее редких и ценных, и потому речь, по сути, идет о праве на владение ими.
Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км и отделяющая Охотское море от Тихого океана, - это цепь вулканических островов между российской Камчаткой и японским Хоккайдо. Страсти кипят вокруг четырех из них - Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи (Малая Курильская гряда). Сами по себе они особого интереса не представляют: небольшие поселки с неразвитой инфраструктурой, почти ежедневные землетрясения. Казалось бы, правы те, кто говорит, что Курилы нам - как собаке сено. Но истинное богатство островов - наша двухсотмильная экономическая зона вокруг них, и фактически на нее заявлены претензии. Это богатейший район рыбного промысла. Рыбный ресурс в районе гряды оценивается примерно в миллиард долларов в год. Там же есть все возможности для развития морского животноводства, в частности разведения нерпы. Понятно, что сегодня политическая проблема Курил становится экономической.
В 1998 году наши страны заключили соглашение, по которому японские рыбаки получили право вести промысел в районе островов.
Дальневосточный бассейн - основа всей отечественной рыбной отрасли. Здесь добывается 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, 100% трепангов, около 90% водорослей от общего их вылова Россией. Удельный вес этого района в общих объемах добычи морских живых ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации составляет более 85%. И главными нашими конкурентами и партнерами в дальневосточных морях издавна являются японцы.
Рыболовство играет главенствующую роль в наших двусторонних отношениях и определяется рядом договоров, являющихся важным рычагом в решении вопросов рационального использования биоресурсов в Тихом океане. В этом заинтересованы обе стороны. Тем не менее проблема браконьерства здесь до сих пор остается. Данные о выгрузках российских судов в зарубежных, прежде всего японских, портах говорят о том, что продолжается широкомасштабный неконтролируемый вывоз валютоемкой морепродукции из наших территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации в Тихом океане. Судите сами: согласно российской официальной статистике, наш экспорт морепродукции в Японию в 1999 году составил 82,5 тыс. тонн - на 196,5 млн. долл.; японские же показатели импорта российской морепродукции составили 215,9 тыс. тонн - на 1162 млн. долл. Почувствовали разницу? За ней не только упущенные колоссальные деньги (ежегодно от сокрытого экспорта рыбы в Японию Россия теряет не менее 700 млн. долл.), но и грабеж наших морских биоресурсов, наносящий им невосполнимый ущерб.
Контрабанда во многом процветает за счет благоприятных условий ее сбыта браконьерами обеих стран на рынок Японии. Наши предложения по выработке мер взаимодействия на основе признания японской стороной установленного российским правительством порядка декларирования морепродукции, вывозимой за рубеж из районов промысла, недопущению к выгрузкам в портах Японии российской морепродукции без сопровождения ее судовыми грузовыми декларациями и представления информации о попытках выгрузки незадекларированной продукции не находят должной поддержки наших партнеров. Госкомрыболовство РФ рассматривает проблему сохранения водных биоресурсов Тихого океана с позиций взаимных интересов России и Японии, рыбный рынок которой во многом зависит от добытого в нашей исключительной экономической зоне, и поэтому ожидает конструктивного подхода японской стороны к решению этой проблемы, принятия адекватных мер по пресечению сбыта на своем рынке контрабанды.
Эта актуальная для наших стран проблема, видимо, также станет темой предстоящих в Токио переговоров на высшем уровне. В конце концов, добросовестные рыбаки понимают, что океан на всех один и является нашим общим кормильцем. Понимает это и руководство Японии: так, в рамках упомянутого соглашения 1998 года японская сторона в связи с промыслом, сохранением и воспроизводством живых ресурсов ежегодно выплачивает России сумму в 35 млн. йен. Из них 20 млн. в качестве оплаты за промысел, а 15 - материалами и оборудованием для исследований в области рыболовства. Кроме того, японское правительство в качестве специальной меры помощи на техническое содействие в течение трех лет выделяет России по 240 млн. йен ежегодно. Иными словами, есть у наших стран в совместном труде на Тихом океане и доброе.
Из Москвы Европа, может быть, видится не столь близкой, а уж Япония - и вообще как на краю света. Ну, а для калининградцев, например, поляки и немцы - как соседи по подъезду, также и японцы для сахалинцев, всех наших дальневосточников. А общие лестничные площадки - океаны: на крайнем западе Атлантический, на крайнем востоке Тихий. Чужого нам не надо, но и свое оставим при себе. А то, что общее, что одно на всех, давайте вместе хранить и приумножать.