ЗАСЕДАНИЯ правительства Союзного государства России и Белоруссии обычно проходили с особой торжественностью, которая до последнего времени нередко заменяла отсутствие видимых достижений. Однако вчерашняя встреча российских и белорусских правительственных чиновников, прошедшая в Белом доме под председательством премьер-министра РФ Михаила Касьянова, просто обязана была завершиться результативно - ее участники получили недвусмысленное предупреждение от президента Белоруссии и главы Высшего госсовета Союзного государства. В беседе с приехавшим в Минск Геннадием Зюгановым Александр Лукашенко заявил, что "белорусско-российские отношения подошли к опасной черте", и выразил беспокойство, что "многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике".
Впрочем, ход вчерашнего заседания, показал, что даже после пяти лет работы по созданию Союзного государства сторонам не так-то легко договориться. Вместо запланированных двух союзное правительство работало за закрытыми дверями пять с половиной часов.
Отношения двух республик-соседей вообще переживают сейчас своеобразный этап - в России работает новый кабинет, который утвердил свою экономическую программу и уже начал воплощение в жизнь отдельных ее элементов. Основные положения программы не вызывают особого восторга в Минске. Речь идет и об утвержденной налоговой реформе, и о подготавливаемом российским правительством резком сокращении количества ставок таможенного тарифа. Вопрос о единой валюте в таких условиях неоднократно повисал в воздухе. Все понимают, что именно создание единой денежной единицы придаст процессу создания Союзного государства серьезный и необратимый характер, но камнем преткновения давно стал вопрос о едином эмиссионном центре, то есть о том, где будет стоять печатный станок, производящей единую валюту и какой эта валюта будет. Белорусская сторона все время претендовала на получение права самостоятельной эмиссии хотя бы какой-то части рублевой массы. Российский же ЦБ твердо придерживается принципа о недопустимости существования двух эмиссионных центров, выпускающих одну валюту.
Когда после заседания журналисты увидели перед собой двух премьеров, часть вопросов удалось снять. По словам Михаила Касьянова, стороны одобрили документ о том, что с 1 января 2005 года российский рубль станет использоваться в качестве единой валюты, а с 1 января 2008 года он получит статус рубля Союзного государства. При этом два премьера - Михаил Касьянов и Владимир Ермошин взяли паузу для окончательного решения вопроса об эмиссионном центре. "До введения единой национальной валюты у нас есть время принять это решение", - сказал Михаил Касьянов. Судя по всему, у белорусской стороны еще остаются надежды убедить Москву предоставить ей право эмиссии. Так или иначе, но теперь, в соответствии с принятой в союзе процедурой принятия решений, текст соглашения направят на рассмотрение Высшего госсовета, куда входят президенты, премьеры и главы парламентов двух стран. Решимость, с которой лидеры России и Белоруссии заявляют себя сторонниками союза, позволяет надеяться, что скептицизм Александра Лукашенко в отношении решения о введении единой валюты не оправдается.