Минтимер Шаймиев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
ЗАХВАТИВШИЙ в последнее время страну процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, инициированный президентом РФ, по-прежнему сталкивается с противодействием со стороны представителей субъектов Федерации. Только теперь речь идет уже не об открытом неповиновении глав регионов, а, скорее, об умелом использовании ими лакун в российском своде законов. В преддверии 1 сентября кабинет министров Татарстана утвердил новые правила татарской орфографии на основе латинской графики. По инициативе представителей республиканского Министерства образования в текущем учебном году в отдельных школах уже начнется эксперимент по адаптации к новым правилам татарской орфографии.
Правительство Татарстана приняло это постановление в рамках реализации республиканского Закона "О восстановлении татарского языка на основе латинской графики" (от 15.09.99 г.). Новая орфография будет вводиться постепенно, и вплоть до 1 сентября 2011 г. в Татарстане будут действовать одновременно два татарских алфавита - на основе латинской графики и кириллицы. Причина перевода алфавита с кириллицы на латинскую графику, указанная пресс-службой кабинета министров, - "это создание благоприятных условий для его вхождения в систему мировой коммуникации". Таким образом, руководство Татарстана продолжает успешно реализовывать принципы принятой еще в 1991 году "Концепции развития татарского просвещения", которая должна была предложить практические методы реформирования системы образования в связи с выполнением новых целей и задач, поставленных "Декларацией о государственном суверенитете Татарстана", которая была принята в 1990 году.
Несмотря на подчеркнуто обобщенный характер положений "Концепции", она весьма четко указывает на сепаратистский характер идеологии, который сейчас закладывается в основу татарского образования. Во-первых, в тексте идет речь о возрождении "процветавшей государственности и культуры" Татарстана до 1552 года (напомним, что это год взятия Казани Иваном Грозным), т.е., по сути, провоцирует появление идей о незаконности присоединения субъекта ко всей Российской Федерации. Во-вторых, возрождение государственного статуса Татарстана осмысливается в конфедеративном плане - республика как бы находится не в РФ, не за пределами РФ, но рядом с РФ. Кроме того, общеполитическая татарская концепция предполагает для своих граждан необходимое выполнение миссии лидерства в отношении других тюркских народов (на Горном Алтае, в Туве, Хакасии, Башкирии), а также всех российских мусульман. Наконец, в фактическую программу государственной политики введено положение о необходимости установления и интенсивного развития культурных связей с Турцией как ведущим светским тюркским современным государством. По сути, это попытка миновать российское культурное пространство как средство включения в евроатлантическую цивилизацию. А в перспективе потенциального лидерства Татарстана и попытка навязать аналогичный способ общения иным тюркским и мусульманским общинам Российской Федерации, хотя на территории республики проживает всего лишь одна треть татар России.
Абсурдность ситуации заключается в том, что у представителей федерального Центра вообще и Министерства образования РФ как курирующего ведомства в частности, нет реальной возможности принять экстренные меры по возвращению российских граждан в их поликультурное пространство. Принятый в 1992 г. Закон "Об образовании" делит весь объем часов преподавания в школах на так называемые федеральный компонент, национально-региональный (представляющий интересы этнических сообществ и субъектов Федерации) и собственно школьный (комплекс предметов, обеспечивающий индивидуальное развитие ученика). И содержание, и объем второго компонента образовательного процесса вводится фактически независимо от Центра представителями просветительных структур субъекта Федерации. Причем абсолютно никто не может указать на явную невозможность сопрягать эту "национальную составляющую" с общегосударственной культурой и соответственно воспрепятствовать включению граждан РФ в тюркский культурный этнос.
Совсем недавно во всех общеобразовательных школах на территории Татарстана русский язык преподавали 6 часов в неделю, а татарский - 5. Но в нынешнем году количество часов на преподавание языка уравнено не только на уровне начальной, но и в средней, и в старшей школе в соответствии с Основным законом республики (в Татарстане два государственных языка). Следует учитывать, что в Татарстане представителей коренной национальности насчитывается лишь немногим больше, чем русских: татар - 48,5%, русских - 43,3%. Поэтому с формальной правовой точки зрения действия татарских властей строго регламентированы федеральным законом.
В 1999 году директор Института национальных проблем образования Михаил Кузьмин пытался обратиться в комитет Госдумы по делам национальностей с предложением внести поправки в Закон "Об образовании". Однако возглавляемый членом КПРФ Иваном Мельниковым комитет по образованию счел "некорректным" такое вмешательство в сферу своей деятельности и похоронил интересы российской государственности. Теперь, по мнению Кузьмина, "необходимо принимать политическое решение". И, судя по всему, единственной надеждой остается вмешательство в эту ситуацию или Совета безопасности, или президента России.