0
984
Газета Политика Интернет-версия

30.08.2000 00:00:00

Татарстан хочет быть ближе к Турции

Тэги: татарстан, алфавит


татарстан, алфавит Минтимер Шаймиев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ЗАХВАТИВШИЙ в последнее время страну процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, инициированный президентом РФ, по-прежнему сталкивается с противодействием со стороны представителей субъектов Федерации. Только теперь речь идет уже не об открытом неповиновении глав регионов, а, скорее, об умелом использовании ими лакун в российском своде законов. В преддверии 1 сентября кабинет министров Татарстана утвердил новые правила татарской орфографии на основе латинской графики. По инициативе представителей республиканского Министерства образования в текущем учебном году в отдельных школах уже начнется эксперимент по адаптации к новым правилам татарской орфографии.

Правительство Татарстана приняло это постановление в рамках реализации республиканского Закона "О восстановлении татарского языка на основе латинской графики" (от 15.09.99 г.). Новая орфография будет вводиться постепенно, и вплоть до 1 сентября 2011 г. в Татарстане будут действовать одновременно два татарских алфавита - на основе латинской графики и кириллицы. Причина перевода алфавита с кириллицы на латинскую графику, указанная пресс-службой кабинета министров, - "это создание благоприятных условий для его вхождения в систему мировой коммуникации". Таким образом, руководство Татарстана продолжает успешно реализовывать принципы принятой еще в 1991 году "Концепции развития татарского просвещения", которая должна была предложить практические методы реформирования системы образования в связи с выполнением новых целей и задач, поставленных "Декларацией о государственном суверенитете Татарстана", которая была принята в 1990 году.

Несмотря на подчеркнуто обобщенный характер положений "Концепции", она весьма четко указывает на сепаратистский характер идеологии, который сейчас закладывается в основу татарского образования. Во-первых, в тексте идет речь о возрождении "процветавшей государственности и культуры" Татарстана до 1552 года (напомним, что это год взятия Казани Иваном Грозным), т.е., по сути, провоцирует появление идей о незаконности присоединения субъекта ко всей Российской Федерации. Во-вторых, возрождение государственного статуса Татарстана осмысливается в конфедеративном плане - республика как бы находится не в РФ, не за пределами РФ, но рядом с РФ. Кроме того, общеполитическая татарская концепция предполагает для своих граждан необходимое выполнение миссии лидерства в отношении других тюркских народов (на Горном Алтае, в Туве, Хакасии, Башкирии), а также всех российских мусульман. Наконец, в фактическую программу государственной политики введено положение о необходимости установления и интенсивного развития культурных связей с Турцией как ведущим светским тюркским современным государством. По сути, это попытка миновать российское культурное пространство как средство включения в евроатлантическую цивилизацию. А в перспективе потенциального лидерства Татарстана и попытка навязать аналогичный способ общения иным тюркским и мусульманским общинам Российской Федерации, хотя на территории республики проживает всего лишь одна треть татар России.

Абсурдность ситуации заключается в том, что у представителей федерального Центра вообще и Министерства образования РФ как курирующего ведомства в частности, нет реальной возможности принять экстренные меры по возвращению российских граждан в их поликультурное пространство. Принятый в 1992 г. Закон "Об образовании" делит весь объем часов преподавания в школах на так называемые федеральный компонент, национально-региональный (представляющий интересы этнических сообществ и субъектов Федерации) и собственно школьный (комплекс предметов, обеспечивающий индивидуальное развитие ученика). И содержание, и объем второго компонента образовательного процесса вводится фактически независимо от Центра представителями просветительных структур субъекта Федерации. Причем абсолютно никто не может указать на явную невозможность сопрягать эту "национальную составляющую" с общегосударственной культурой и соответственно воспрепятствовать включению граждан РФ в тюркский культурный этнос.

Совсем недавно во всех общеобразовательных школах на территории Татарстана русский язык преподавали 6 часов в неделю, а татарский - 5. Но в нынешнем году количество часов на преподавание языка уравнено не только на уровне начальной, но и в средней, и в старшей школе в соответствии с Основным законом республики (в Татарстане два государственных языка). Следует учитывать, что в Татарстане представителей коренной национальности насчитывается лишь немногим больше, чем русских: татар - 48,5%, русских - 43,3%. Поэтому с формальной правовой точки зрения действия татарских властей строго регламентированы федеральным законом.

В 1999 году директор Института национальных проблем образования Михаил Кузьмин пытался обратиться в комитет Госдумы по делам национальностей с предложением внести поправки в Закон "Об образовании". Однако возглавляемый членом КПРФ Иваном Мельниковым комитет по образованию счел "некорректным" такое вмешательство в сферу своей деятельности и похоронил интересы российской государственности. Теперь, по мнению Кузьмина, "необходимо принимать политическое решение". И, судя по всему, единственной надеждой остается вмешательство в эту ситуацию или Совета безопасности, или президента России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
507
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2229
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1091

Другие новости