АВАРИЯ на Останкинской башне стала новым фоном для продолжения обострения всех прежних околоэфирных конфликтов. Хотя все они и разные, но их объединяет обязательность участия государства в качестве одной из спорящих сторон. Причем под понятием "государство" прежде всего подразумевается федеральная президентская или исполнительная власть.
Напомним, что, когда в России приватизировалось все и вся, а власть постоянно подчеркивала, что она никогда не станет ограничивать свободы слова для СМИ, ельцинский режим все-таки не пошел на разгосударствление передающей телевизионной сети, оставив за собой право в случае чего сказать "последнее веское слово". Для частного же капитала монополизация в руках государства передающих центров стала явным сигналом к тому, что его лояльность к власти - это первое дело при организации любого "независимого" телепроекта. Доказательства этому общеизвестны - и акционирование ОРТ близким к Кремлю бизнесом, и выход в общероссийский эфир НТВ в знак поощрения за "правильное поведение" в ряде политических кампаний.
В последнее время мы имели возможность наблюдать начало обратного процесса. Власть наконец сообразила, что возросшее влияние частного (НТВ), получастного (ОРТ) и кланового (ТВЦ) телевидения делает фактически невозможным использование, например, такого оружия, как индивидуальные расценки за передачу сигнала, хотя раньше только угроза его применения становилась весьма надежной основой для "правильного" поведения того или иного телеканала. Более того, частные телекомпании (все то же НТВ) фактически сумели выскользнуть из государственных объятий, вложив деньги в новые технологии и обеспечив собственные каналы передачи информации. Именно поэтому с НТВ, владелец которого к тому же ввязался в серьезные политические игры, и решено было разобраться в первую очередь. Однако теперь медиахолдинг Владимира Гусинского, кажется, торжествует: он одержал важную пропагандистскую победу, оставшись практически единственным полновесным вещателем в центре страны.
Тем самым частный капитал показал все свои преимущества перед тем способом ведения дел, который основан на государственной монополии, а потому в настоящий момент и получил право зарабатывать очки. Представители "МОСТ-медиа" уже в течение нескольких дней через свои СМИ предлагают помочь другим - в том числе государственным - телеканалам, хотя, как уверяют, например, в Минпечати, никаких документальных предложений на этот счет так и не поступило. Так что НТВ, пользуясь представившимся случаем, вовсю занимается саморекламой, продавая "за бесценок" свои спутниковые комплекты, но главное - показывает Кремлю, что оно ему теперь не по зубам. И хотя очевидно, что это совсем не так, что авария в Останкино скорее всего просто отсрочила исполнение уже принятого по НТВ решения, но пока государство пиаровскую кампанию проигрывает.
Другой конфликт - между федеральным министром Михаилом Лесиным и столичным мэром Юрием Лужковым. Вчера федеральный министр заявил, что "вариант возобновления вещания по кабельным сетям Москвы отпал" по причине жесткой монополии столичных властей на эти самые сети. В доказательство Лесин продемонстировал письмо, направленное гендиректору АО "Мостелеком" от имени министра правительства Москвы Александра Музыкантского о том, что в кабельную сеть Москвы по решению правительства столицы пока будут допущены только ТВЦ и "Столица". Однако сам Музыкантский это опроверг, заявив, что городские власти не принимали подобного решения. Просто речь идет о том, чтобы, кроме федеральных каналов, в столице по кабелю вещало и ТВЦ. И, несмотря на то что столичная власть опять призвала федеральную к "компромиссу", становится понятным, что околотелевизионные споры в ближайшее время не утихнут.