УЖЕ ВТОРУЮ неделю подряд высшая власть России начинает работу в режиме ликвидации очередной чрезвычайной ситуации. Пожар на Останкинской башне, который лишил жителей московского региона самого популярного вида масс-медиа, в значительной степени определял в воскресенье и понедельник распорядок дня многих высших чиновников. Уровень вовлеченных в борьбу с пожаром и его последствиями менее чем за сутки вырос от руководителей пожарной службы Москвы до президента России. Во второй половине дня в воскресенье на территории телецентра побывали практически все силовики и генеральный прокурор Владимир Устинов. Впрочем, уголовное дело по факту пожара возбуждено пока столичной прокуратурой по статье 168 - "уничтожение или повреждение имущества по неосторожности". Как обычно, активен был с первых часов пожара московский мэр Юрий Лужков. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, который должен был уйти в плановый отпуск, отложил свой отъезд на день. В понедельник свое слово сказали президент и премьер-министр.
Утром премьер-министр Михаил Касьянов встретился с некоторыми членами правительства и поставил им в качестве первоочередной задачи скорейшее восстановление телевещания на Москву и область. Помимо штаба по борьбе с самим пожаром появился и еще один, который как раз и займется обеспечением жителей столицы телекартинкой. Ответственными за это направление стали министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин - вчера они наряду с традиционными участниками проводимых по понедельникам совещаний у президента (премьером, вице-премьерами, силовыми министрами) были вызваны в Кремль.
Реакция президента стала известной к середине дня. Владимир Путин сразу же сделал неутешительные выводы: "Это очередное ЧП показывает, в каком состоянии у нас находятся жизненно важные объекты и вся страна в целом". При этом глава государства не хочет втягиваться в чрезвычайщину и стремится сохранить спокойствие. "Мы не должны забывать про текущую экономику. Именно от этого и будет зависеть то, будут ли возможны подобные ситуации в будущем. Необходимо методично по всем линиям вести работу и добиваться успехов в сфере экономики", - заявил президент.
Однако с успехами в экономике именно теперь может стать сложнее. Даже по самым предварительным оценкам, которые давались еще во время пожара, восстановление Останкинской телебашни потребует несколько сотен миллионов долларов - сумму для российского бюджета весьма существенную. Примечательно, что в таких оценках сошлись как ныне действующий чиновник - министр по делам печати Михаил Лесин, так и чиновник бывший - занимавший в течение многих лет пост замминистра финансов Андрей Вавилов, к мнению которого по всем денежным вопросам принято прислушиваться.
Тот факт, что в конструкции башни не была заложена возможность эффективной борьбы с пожарами (о чем соответствующие службы информировали власти еще в 1980 году), - еще полбеды. Катастрофа с Останкинской телебашней может не только лишить Москву одного из ее символов, но и сама по себе стать символом весьма грозных процессов в российской экономике.