НА ДНЯХ Анатолий Чубайс и Николай Аксененко провели переговоры о погашении долгов железнодорожниками за поставленную электроэнергию. Встреча продолжалась 3,5 часа, при этом, как сообщают источники "НГ", больше часа Анатолий Борисович и Николай Емельянович беседовали наедине. Поскольку встреча закончилась поздно, официальный протокол по итогам встречи в тот же день подписан не был.
Прежде всего была выверена сумма долга - 2 млрд. руб. (ранее РАО "ЕЭС" настаивало на 3,5 млрд.). Ее планируется погашать равными долями до 1 апреля 2001 года. Окончательная сверка задолженности МПС перед РАО, по словам Анатолия Чубайса, будет завершена к 1 сентября 2000 года. В ходе встречи также достигнута договоренность о стопроцентной оплате "живыми" деньгами текущих платежей. Кроме того, решена проблема Троицкой и Черепетской ГРЭС, на которые уголь поставляется по высоким железнодорожным тарифам. По словам председателя РАО "ЕЭС России", это делает работу ГРЭС нерентабельной.
Как сообщил Николай Аксененко, Министерство путей сообщения предполагает решить проблему долгов перед РАО путем мобилизации дебиторской задолженности предприятий, которые, в свою очередь, прокредитовали энергетическую компанию. Как пояснил Аксененко, угольные предприятия должны за железнодорожные перевозки около 2,5 млрд. руб., долг РАО "ЕЭС России" этим же предприятиям составляет 4,4 млрд. руб. Именно с угольщиков МПС в первую очередь и намерено требовать деньги. По словам главного железнодорожника, после окончательной сверки задолженности, которая закончится к 1 сентября, сумма долга МПС может сократиться до 1,6 млрд. руб.
Объяснил он это особенностями структуры долга. Так, задолженность в размере 1 млрд. руб. возникла в результате повышения энерготарифов региональными энергетическими компаниями, а еще 1 млрд. руб. является задолженностью по текущим платежам, образовавшейся после 1 апреля. Однако напомним, что в начале года между МПС и РАО "ЕЭС России" был подписан договор, согласно которому РАО не может в одностороннем порядке повышать тарифы на электроэнергию. В результате Чубайс согласился "простить" 416 млн. руб. из общей суммы долга, образовавшегося после 1 апреля за счет очередного повышения тарифов на электроэнергию.
На первый взгляд кажется, что на переговорах возобладала точка зрения энергетиков, так как железнодорожники признали свои долги, правда не в таком объеме, на котором настаивали руководители РАО "ЕЭС России". Вместе с тем стороны подтвердили свое намерение вернуться к практике ведения расчетов напрямую между конкретными железными дорогами и региональными энергосистемами.
Однако Николаю Аксененко удалось вывести эту проблему на политический уровень и упрекнуть РАО "ЕЭС России" в повышении тарифов, в то время как по договору между ними ни одна из сторон не имела права этого делать. Кроме того, если МПС начнет жестко требовать от угольщиков погасить долги, которые даже превышают долг железнодорожников перед РАО "ЕЭС", а те, в свою очередь, обратятся с аналогичными требованиями к Анатолию Чубайсу, то от победы главного энергетика страны вообще ничего не останется. Напротив, у него могут начаться гораздо более серьезные проблемы - РАО и без того отстает по темпам подготовки к зиме.