0
815
Газета Политика Интернет-версия

25.08.2000 00:00:00

Кто объединит крупный бизнес?

Тэги: бизнес, бизнесмен


бизнес, бизнесмен Владимир Гусинский и Анатолий Чубайс знают о разобщенности бизнеса по личному опыту.
Фото Натальи Преображенской и Фреда Гринберга (НГ-фото)

"ЛУЧШЕ бы они продали свои виллы на Средиземном побережье Франции или Испании. Только тогда им пришлось бы объяснить, почему вся эта недвижимость оформлена на подставные фамилии и на юридические фирмы. А мы бы, наверное, задали вопросы - откуда деньги". Эти слова Владимира Путина, обращенные к тем, с кем он еще месяц назад, казалось, выяснил все отношения, пообещав не пересматривать результаты распределения собственности и пригласив в не созданный пока предпринимательский союз при правительстве России, поставили большой знак вопроса под итогами переговоров за круглым столом в Кремле 28 июля. Из тех немногих комментариев со стороны бизнеса вчера стало понятно, что олигархи еще сто раз подумают, прежде чем в следующий раз объединиться под эгидой власти.

"НГ" уже писала, что в настоящее время в бизнес-среде делаются первые попытки договориться о свободном от власти объединении, дающем самостоятельность в выборе нужных собеседников. Главные пожелания тех, кто успел включиться в эти переговоры, проштампованы в современном политическом лексиконе - "выработка правил игры", "проведение согласованной позиции", "объединение усилий и ресурсов", "предсказуемость" и "понимание происходящего". Несмотря на то, что эти застывшие формы зачастую воспринимаются как пустые абстракции, скрывающие истинные мотивы, на деле это и есть самое главное.

Правила игры, действовавшие в период первого срока президентства Бориса Ельцина, безнадежно устарели летом 1996 года. А скандальная продажа "Связьинвеста" стала первым знаковым следствием этой потери. Пир команды победителей на тех президентских выборах закончился в тот момент, когда его участники решили переиграть собственные предварительные договоренности о распределении дивидендов за свои политические заслуги. Изначально предполагалось, что Анатолий Чубайс, уже тогда мечтавший уйти в большой бизнес, возглавит "Роснефть". Однако в последний момент выяснилось, что интерес по этому поводу испытывают и другие претенденты. В их числе неожиданно оказался и медиамагнат Владимир Гусинский, имевший, правда, куда более серьезные виды на "Связьинвест".

Это лишь один из наиболее ярких, хотя в определенной степени и исключительных примеров, подтверждающих потерю пресловутых правил. Последние эпизоды с задействованием "масок", налоговиков и прокуроров можно было наблюдать еще с середины прошлого года - снятие экс-главы "Транснефти" Дмитрия Савельева, выдворение с КрАЗа его бывшего гендиректора Анатолия Быкова, последние претензии к "Норникелю", "ЛУКОЙЛу", "АвтоВАЗу", "Газпрому" и "Кристаллу". Когда поначалу бизнесмены даже в приватных беседах отказывались искать виновников этих рейдов в Кремле и на Старой площади, это было похоже больше на страх откровенничающих, чем на правду. Правдой же это стало казаться в тот момент, когда предприниматели стали припоминать собственные методы борьбы с конкурентами.

Олигархи и даже просто удачливые бизнесмены прекрасно знают друг друга. Временами ужинают в одних и тех же ресторанах, встречаются на семейных торжествах в полюбившейся им Ницце или просто вместе играют на даче в пинг-понг. И все-таки не испытывают друг к другу того минимально необходимого доверия, которое было утрачено в 1996 году. Все чаще они задают себе один и тот же вопрос: кто мог бы объединить бизнес?

Главная проблема, не дающая подозрительным олигархам найти ответ на этот вопрос, - в недоверии. Многие из них считают, что идея создания не прикрепленного, например, к Кремлю или правительству общественного предпринимательского совета обречена на неудачу. Просто в этой ситуации в диалоге между бизнесом и властью нужны будут надежные посредники, которым предстоит не только проникнуть в нужный кабинет, но и правильно, а главное, объективно донести до его хозяина согласованную ранее позицию. Последнее вызывает как раз основную долю скепсиса.

Кремлевский смотр российских предпринимателей вывел на телеэкраны и полосы газет новые лица, убедившие многих, что объединять бизнес предстоит, возможно, кому-то из тех, кто 28 июля посидел за круглым столом с президентом. Во всяком случае, наиболее вероятным кандидатом на эту роль мог бы стать тот или те, кто, с одной стороны, еще не успел побывать в клубе олигархов, и, с другой - кто именно к этому не очень-то и стремится. Кто-то увидел это в главе "ИМПЭКСбанка" Олеге Киселеве. Возможно, это будет и не он. Может быть, он, но в компании еще с кем-то. Может быть, не будет вообще или будет, но как-то по-другому.

Объединение бизнеса, в необходимости которого его капитаны сейчас практически не сомневаются, с большей вероятностью могло бы пойти по свободному от власти сценарию "общественного союза" при условии общей политической базы. Однако неструктурированность партий и слишком часто срабатывающие клановые механизмы принятия решений к этому пока не слишком располагают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1304
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости