НЕОЖИДАННОСТЕЙ на вчерашнем заседании правительства, где члены кабинета министров должны были обсудить проект федерального бюджета на будущий год, не произошло. Собравшись вместо обычного четверга во вторник, члены кабинета утвердили законопроект, который, как и было запланировано, в субботу появится в Госдуме.
Правда, для того чтобы обсудить фактически один вопрос (хотя формально их было три - проект государственного бюджета, тесно увязанные с ним прогноз социально-экономического развития страны на следующий год и проекты бюджетов социальных фондов), министрам потребовалось больше времени, чем обычно необходимо для решения целого десятка разных вопросов. В этом нет ничего удивительного - основные положения бюджета вызвали критику еще на ранних стадиях обсуждения документа. Прежде всего дискутировался вопрос о перераспределении бюджетных потоков в пользу федерального центра.
Судя по прогнозу социально-экономического развития, российский ВВП вырастет в следующем году на 4%, то есть Россия будет держаться на среднемировых показателях роста, не отставая все больше от развитых стран, но и не догоняя их. Подробности можно было прочитать в распространенном перед заседанием пресс-релизе. Пока шли долгие часы обсуждения законопроекта за закрытыми дверями, журналисты имели возможность изучать многочисленные цифры, отражающие представления специалистов из Минфина и Минэкономразвития о перспективах отечественной экономики в будущем году.
Чтение материалов создает о бюджете будущего года впечатление если не как об некоем идеализированном прогнозе социально-экономического развития страны в будущем году, то по крайней мере как о законопроекте, отражающем надежды на сохранение в 2001 году всех положительных внешнеэкономических тенденций. Правительство записало в свой актив помимо прочих три процесса, развивающиеся сейчас в нашей экономике: увеличение реальных доходов населения, улучшение финансового состояния предприятий и восстановление банковской системы.
Тот факт, что все эти факторы, равно как и благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, можно учитывать при подготовке бюджета на будущий год с большим количеством "если", в официальных материалах решили не упоминать.
Правительство рассчитывает, что, несмотря на принятие налоговых законов, предусматривающих некоторое снижение фискального бремени, доходы федерального бюджета в 2001 году составят 1 трлн. 193 млрд. руб., что на 56,6 млрд. руб. больше, чем в 2000 году. 93% этой суммы будет получено за счет налоговых доходов. Однако правительство не отказывается и от других способов привлечения средств. От приватизации федерального имущества, например, планируется получить 18 млрд. руб. - за счет продажи пакетов акций "Роснефти", "Славнефти", "Связьинвеста" и продажи части госпакета в "Газпроме". Будет уделено внимание и восстановлению внутреннего финансового рынка - всего правительство собирается разместить ценных бумаг на сумму 89,2 млрд. руб. Не будет кабинет министров отказываться и от внешних займов (пока, впрочем, их нам никто не предлагает).
Планируется привлечь 4,79 млрд. долл. от международных финансовых организаций, банков и компаний, а также от правительств иностранных государств.
Что касается расходов, то наиболее крупные затраты предлагаются по четырем статьям, на каждую из которых будет потрачено свыше 100 млрд. руб. В порядке убывания это обслуживание внешнего долга (20,4%), национальная оборона (17,3%), правоохранительная деятельность (10,8%) и социальные расходы (9%). Выступавший на брифинге вице-премьер Алексей Кудрин объявил об увеличении доли расходов на оборону в бюджете. Он особо подчеркнул, что дополнительные средства будут направлены на повышение денежного довольствия, закупку горючего для армии и флота. Впрочем, вице-премьер подчеркнул, что эти меры не связаны напрямую с трагедией на "Курске".
Отвлечься от сухих цифр позволяет представленный правительством перечень социально-экономических задач, которые поставит перед собой власть в 2001 году. Всего их 12 (когда-то у правительства уже было 12 главных дел), и забота о благе трудящихся видна в большинстве из них. Это: пенсионная реформа - "создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень жизни в пожилом возрасте", образование - "создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества", здравоохранение - "улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности медицинской помощи и обеспечения качества лечебных услуг на уровне международных стандартов". Впрочем, и на эти прекрасные слова найдутся придирчивые комментаторы, которые упрекнут их авторов в отсутствии конкретности и склонности к абстрактным благим пожеланиям.
Между тем настоящим "возмутителем спокойствия" вчера стал лишь глава Счетной палаты Сергей Степашин. Выступая на заседании правительства, он подверг сомнению заложенные в проекте бюджета 2001 года показатели доходов. Фактически он обвинил правительство в искусственном занижении доходов - в 2000 году такое занижение, по данным Счетной палаты, составило не менее 160 млрд. руб. А это значит, что по сравнению с реальными доходами государственной казны в 2000 году показатели доходов бюджета в 2001 году не только не увеличиваются, а, напротив, снижаются.