ПОБЕДИТЬ в борьбе за власть, не имея доступа к электронным и печатным СМИ, сегодня невозможно. Однако опыт избирательных кампаний в России показал, что есть и новый, гораздо менее трудоемкий способ оказывать влияние на умы электората - через сеть Интернет. Декабрьские и мартовские выборы, возможно, запомнятся многим только по той причине, что Интернет впервые стал всерьез восприниматься как полноценный инструмент политической пропаганды. По крайней мере так полагали и политические организации, и кандидаты в президенты - практически все они открыли в Сети собственные сайты. Но насколько оправданны подобного рода "вложения" и можно ли действительно воспринимать Сеть как эффективный инструмент влияния? Ведь не секрет, что у Интернета есть своя, особая специфика, благодаря которой его невозможно сравнивать с обычными СМИ. Хотя бы даже потому, что его невозможно "информационно монополизировать" в отличие, скажем, от центральных телеканалов. Да и масштабы влияния Интернета на российское общество, согласно исследованиям агентства "Monitoring.ru", еще не так уж велики: 76% населения России находится вне зоны влияния Сети. А основное количество пользователей проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Эти данные агентство обнародовало на днях на своей пресс-конференции.
Между тем даже эта цифра, учитывая компьютерную отсталость нашей страны, не так уж мала. Согласно результатам исследования, в России регулярно получают информацию из Всемирной Сети более 26 миллионов человек со средним возрастом 33 года. Речь идет и о тех, кто имеет непосредственный доступ в Интернет, и о тех, кто получает информацию из Сети через своих друзей и знакомых. Таким образом, зона влияния мировой компьютерной паутины оказывается гораздо большей, чем можно предположить, руководствуясь показателями "счетчиков" посещения. Причем доказано, что большинство пользователей используют Сеть как источник информации именно политического характера (64% посетителей). В рейтингах самых популярных сайтов неизменно лидируют сетевые издания и сетевые информационные агентства. Нужно ли говорить о том, что любой вброс информации именно через эти сайты всегда найдет отклик? При этом источник информации и ее достоверность проверить чрезвычайно сложно, спросить, как говорится, не с кого. А вот нужный эффект зачастую бывает достигнут без промедления. Примеров тому достаточно - все чаще в телевизионных новостях цитируют сообщения чисто сетевых СМИ, не имеющих "бумажной оболочки". Поэтому всяческие доводы о влиянии Сети исключительно в пределах Садового кольца, на которые сегодня нередко ссылаются, неоправданны - весть из Интернета разносится по стране давно уже с помощью центральных средств массовой информации.
О том, что сетевые "издания" воспринимаются как серьезный инструмент политического влияния, говорят и суммы, вкладываемые в них медиамагнатами. Теперь каждое уважающее себя интернет-издание держит собственных корреспондентов, оплачивая их труд не в пример многим "бумажным" СМИ. То, что Сеть начинает играть самую активную роль в политике, поняли и власти. Причем пользоваться возможностями Интернета они начали как раз в период выборов в декабре-марте. Достаточно вспомнить нашумевший проект Фонда эффективной политики, когда, пользуясь отсутствием законодательного регулирования Сети, ФЭП на своем сайте вопреки протестам ЦИК и Генпрокуратуры публиковал предварительные результаты выборов. Обычным же СМИ закон такую практику строго запрещает, так как это якобы может повлиять на настроения избирателей. Именно этот факт и спровоцировал попытки власти разработать закон, который приравнивал бы все без исключения российские сетевые издания к разряду средств массовой информации. В результате на свет появился законопроект, не выдерживающий никакой критики. Впрочем, авторов понять можно - Интернет не поддается контролю в принципе. К примеру, так до сих пор и неясно, по каким признакам можно определить, является ли сайт "российским" или "зарубежным". К несчастью для властей, Сеть границ не признает. И в этом мы еще раз очень скоро убедимся на примере грядущих выборов в регионах.